Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

100-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА КОСЕНКОВА... ч-1

Первая и последняя фотографии Косенкова из моей коллекции.
Одна из работ С.Е.КОСЕНКОВА.
А.ЗОРЮКОВ. Художник Косенков из Фоминич. 1996 г.

25 декабря 2019 года исполнилось сто лет со дня рождения нашего замечательного земляка, талантливого художника-пейзажиста Степана Епифановича Косенкова.

В этом блоге я много рассказал о жизни и творчестве Степана Епифановича, с которым многие годы был знаком лично. Ходили вместе на этюды, ездили в Калугу, участвовали в выставках. Рассказал и показал фотографий много, но, как говорится, хорошего много не бывает. В этот раз многое или почти все будет повторяться, но это не страшно. Страшно, когда забывают…

В первом «сезоне» представляю статьи и фрагменты статей из местной прессы о его творчестве. Далее будут фото самого Степана Епифановича в разных ситуациях и фото его замечательных работ.

А вначале краткая биография и небольшой анализ творчества.

С.Е. Косенков родился 25 декабря 1919 г. в деревне Смирновка Кировского района Калужской области. Жизнь его была нелегкой. Воевал, был ранен, попал в плен, потерял правую руку. Из фашистского плена был освобожден американцами, мог уехать в Америку, но предпочел вернуться домой. После войны поселился в селе Фоминичи Кировского района. Но не успел еще «отдышаться» от фашистских лагерей, как попал в сталинские, за мнимое преступление по 58-й статье, как враг народа. Отсидев восемь лет из десяти, после смерти Сталина, был отпущен на свободу. Всю оставшуюся жизнь провел в Фоминичах, работая в колхозе.                                                                                                                 

Рисовать любил с детства. В 20-30 годах ХХ века клочок белой бумаги, карандаш были большой редкостью в деревне. И если ему в руки попадал карандаш, милее занятия, чем рисовать, для него ничего не было. Мечтал поступить в художественное училище, но отец выбрал для него другое ремесло. Сразу по окончании школы и до призыва в армию пришлось Степану Епифановичу вместе с отцом поработать в плотницкой бригаде смирновских мужиков.                                                                                                                      

Серьезно рисованием, а потом и живописью смог заняться только после освобождения из сталинских лагерей. С шестидесятых годов участвовал в выставках в Кирове, Калуге, Москве. Побывал на двух творческих дачах Союза художников СССР: в 1973 г. в Доме творчества «Академическая дача» в Старой Ладоге и в 1977 г. в «Горячем Ключе» в Краснодарском крае. Создал там большое количество этюдов, воплощенных позже в прекрасные картины. Очень много писал с натуры. Это позволило ему достичь больших успехов в живописи. Его маленькие этюды - жемчужины изобразительного искусства! Сам он считал, что пейзажи больших размеров ему удаются хуже. Наверное, так оно и есть. Во всяком случае, и мне всегда казались его маленькие работы, будь то этюд или картина, всегда лучше, чем большие. Почему так? Возможно из-за того, что большие он писал сравнительно долго, много переделывал, добавлял что-то от себя, иногда «замучивал» картину, и в ней терялась свежесть впечатления. Маленькие же писал быстро, на одном дыхании и, как правило, с натуры, что и придавало этим работам особую реалистичность, непосредственность, точность колорита и какую-то неописуемую душевность.     Благодаря тому, что много писал с натуры, у него развилось потрясающее чувство цвета. В своих этюдах он улавливал самые тонкие цветовые нюансы. Цветом ему удавалось передавать настроение хмурого осеннего дня, туманный рассвет летнего утра, искристость снежной равнины. Глядя на его изумительные пейзажи, чувствуешь ароматы лесных трав. От фоминичского озера в его картинах, писанного им много раз, веет запахом рыбы. Фоминичские леса и поля написаны с такой точностью и любовью, что и по прошествии немалого времени многие места узнаются. Любил выписывать мельчайшие детали. В его ромашках можно пересчитать лепестки. Кажется, присмотрись, и увидишь пчел, собирающих нектар на цветках, трудяг-муравьев.                                                            

Много работ Косенкова украшают интерьеры квартир кировчан, находятся в частных коллекциях жителей других городов России и в зарубежных странах. Кировский музей обладает прекрасной коллекцией пейзажей Косенкова, которые находятся в постоянной экспозиции и их может видеть любой желающий.                                                                                                                                 

Умер Степан Епифанович первого февраля 2001 года. Похоронен на фоминичском кладбище рядом с могилой жены.                                                                                                         

Как он уходил из жизни, его дочь Татьяна рассказала Алексею Артемову. Вот ее рассказ: «Степан Епифанович был очень трудолюбив. Рисовал всю свою жизнь… Рисовал и в последний день жизни. В этот день он старался изобразить на полотне родительский дом, располагавшийся в д. Смирновка. На картине ночь, луны нет, но все освещено лунным светом. Время года – зима.                                                                                                                      

Этот пейзаж Степан Епифанович успел закончить…                                                                                       С  наступлением вечера состояние его резко ухудшилось. Он упал, я подняла его и хотела вызвать скорую. Но он не разрешил: «Не надо, что Бог даст. Ничего не делай. За руку держи».                                                                                                                                                    

Видимо он, как многие старики-односельчане прежних лет, чувствовал приближение ухода в иной мир… К вечеру его не стало…»                                                                              

Изобразительное искусство ХХ века в крупнейших музеях России представлено всевозможной пикассовщиной, поделками такого уровня, которые может сделать любой человек, а, следовательно, искусством их назвать нельзя. А работы гениальных художников, таких как Лактионов, Щербаков пылятся в запасниках. Работ Косенкова даже в запасниках крупных музеев нет. Но придет время, и человечество поймет, что полоски и квадраты на холсте, это если и искусство, то уж никак не изобразительное и тем более не живопись. И люди вновь «откроют» для себя работы великих русских художников Александра Ивановича Лактионова, Бориса Валентиновича Щербакова и, может быть не такого великого, но точно большого мастера живописи, Степана Епифановича Косенкова.

 

 

Комментарии

2
Ваш аватар (условное изображение): 

Спасибо! Очень познавательно! (сорри если мой комент где-то звучит затерто,  банально и пафосно).

Но А. В. на самом деле не только подвижник в плане просвещения и сохранения наследия (где бы еще прочитали о достойных земляках в массмедиа) но и человек, сам являющийся неотъемлемой частью культурного достояния региона (может и больше). Ценить бы поболе что имеем..

С наступившим, А.В! И с пожеланиями творческих удач!

Ваш аватар (условное изображение): 

Сергей, спасибо на добром слове. Стараюсь по мере возможностей. Вот юбилей Косенкова фактически прозевал, но, как говорится, лучше позже, чем никогда.

А год назад был 90-летний юбилей не менее талантливого нашего художника Евгения Сергеевича Никитина, ушедшего из жизни еще в первой половине 1990-х. Вылетело из головы, только теперь спохватился. После Косенкова буду готовить материалы о нем.