Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

Художник ХОВАНСКИЙ. Часть-3

1999 г. В.О.Хованский в своей домашней мастерской
2000 г. В.О.Хованский в людиновском Дворце культуры на фоне своей работы "Болва предвечерняя"
2000 г. Калуга. Дом художника. В.О.Хованский на своей персональной выставке
2001 г. В.О.Хованский расписывает стену в людиновском музее
2001 г. В.О.Хованский расписывает стену в людиновском музее
Один из залов людиновского музея с росписью В.О.Хованского
2005 г. В.О.Хованский за работой во дворе своего дома
В.О.ХОВАНСКИЙ. Утро на Болве под Косичино. 2000 г.; х/м; 130х180
В.О.ХОВАНСКИЙ. Уходит лето. 2000 г.; х/м; 58,5х95
В.О.ХОВАНСКИЙ. По горячему следу. 2002 г.; х/м; 42х67
В.О.ХОВАНСКИЙ. Утро на Горском мосту. 2003 г.; орг/м; 48х76
В.О.ХОВАНСКИЙ. Зима на лесном кордоне. 2003 г.; орг/м; 45,5х68,5
В.О.ХОВАНСКИЙ. Въездная дорога на Никольский. Этюд. 2003 г.; орг/м; 35х50
В.О.ХОВАНСКИЙ. Осень на никольском. 2004 г.; орг/м; 59х73
В.О.ХОВАНСКИЙ. Куница посажена. 2005 г.; х/м; 68,5х96
В.О.ХОВАНСКИЙ. Жуков и Рокоссовский на Курской дуге. Апрель 1943 г. 2005 г.; х/м; 80,5х56
В.О.ХОВАНСКИЙ. Осень в Болвинских лесах. Этюд. 2005 г.; масло
В.О.ХОВАНСКИЙ. Славная осень. 2007 г.; б. на орг/акв; 25х37
В.О.ХОВАНСКИЙ. Лето красное. 2006 г.; орг/м; 75,5х59
В.О.ХОВАНСКИЙ. Дубки майские. Этюд. 2007 г.; б.на орг/акр.; 24,5х37
В.О.ХОВАНСКИЙ. Прощальная пора. 2007 г.; х.на орг/м; 38х57
В.О.ХОВАНСКИЙ. Зимняя сказка. 2007 г.; х.на орг/м; 51х56
В.О.ХОВАНСКИЙ. Тихий вечер. Сукремль. 2007 г.; х/м; 62,5х85,5
В.О.ХОВАНСКИЙ. Зима. 2007 г.; х/м

В этой части показаны работа В.О.Хованского за первую половину 2010-х годов, а также несколько газетных статей о художнике и его творчестве.

Фрагмент из статьи «Наивный модерн» в областной газете «Весть» за 1 августа 2000 г. об областной выставке:
«…Что касается двух представителей «южнокалужской школы» Валерия Хованского и Александра Зорюкова, в их творческой манере действительно много общих черт. В смысле техники они оба почти профессионалы. Оба исповедуют манеру масляной живописи, которую можно условно назвать «фотореализм» - хотя не в этом основные недостатки их картин (на взгляд автора статьи). На мой взгляд, большой ущерб творчеству этих художников наносит комплиментарность. Стремление запечатлеть поверхностную красоту вещей. Впрочем, судить не нам, а нашим читателям и лучше не по фотоиллюстрациям, а по живому собственному восприятию в зале картинной галереи…
Валерий ВАСИЛЬЕВ»

Статья «Дар художника» в газете «Людиновский рабочий» за 25 ноября 2000 года:
«Всегда мы с особенным чувством относимся к творчеству наших земляков – поэтов, художников, певцов и музыкантов. Появление нового имени никогда не проходит бесследно, но и уже известные мастера, наши кумиры, не уходят в тень, наоборот, мы ждем от них чего-то необыкновенного и даже значительного. И такое событие не так давно произошло в нашем городе.
Мы встретились с художником Валерием Олеговичем Хованским. Кому не знакомы его полотна и этюды с видами самых красивых уголков нашего района. Когда смотришь его картины, всегда пытаешься угадать, где художник подсмотрел сюжеты своих великолепных пейзажей, и чаще всего, если, конечно, ты любишь свою природу и знаешь ее, узнавание происходит. И тут же в памяти вырисовываются лесные уголки где-нибудь в районе Тихоновской поляны или на Болве – самые любимые места Валерия Олеговича.
- Я, действительно, люблю природу, - сказал нам Валерий Олегович, - и всегда испытываю желание приблизить ее к человеку своим творчеством. Очень давно хотел подарить городу картину – конечно, пейзаж с видом Болвы, ведь это то, что дорого и понятно нам всем.
Неожиданно мое желание приобрело новое звучание. Мне позвонил директор Дворца культуры Анатолий Ананьевич Шурупов и попросил написать для Дворца картину, для Дворца – значит, для всех людиновцев! А это как раз то, что давно запало мне в душу. Над картиной работал с особым настроением, даже упоением, ведь это не на один день, а на многие годы. Хотелось, чтобы каждый людиновец, посмотревший ее, пережил подобные чувства, вспомнил что-то хорошее в своей жизни, детство, юность…
Сейчас картина под названием «Болва предвечерняя» уже украшает Дворец культуры. Когда поднимаешься на второй этаж, перед твоим взором предстает знакомый вид нашей скромницы Болвы: песчаный берег, развесистый дуб, березки и едва заметная тропинка, по которой многие из нас наверняка проходили, любуясь неторопливым течением речки-невелички, зеленым ковром лугов и синим высоким небосводом. Картина удачно вписалась в интерьер Дворца. Кстати, в его оформлении тоже принимал участие Валерий Олегович.
- Мы очень благодарны Валерию Олеговичу, - говорит директор Дворца культуры А.А.Шурупов, - за этот бескорыстный, щедрый подарок. Это, на наш взгляд, - весомый вклад в культуру города и прекрасный пример патриотизма, любви к малой родине для всех нас! Огромное сердечное ему спасибо и новых успехов в творчестве!
Сергей ГОРДЕЕВ»

И еще одна статья, «Вдохновение охотой» из газеты «Соседи» за 15 февраля 2003 года:
«Мы все знаем художника Валерия Олеговича Хованского как самобытного художника. Но мало кому известно, что, наряду с этим увлечением, ставшим уже давно главной частью его творческой жизни, Валерий Олегович увлекается еще и охотой, считая ее неотъемлемым звеном, способствующим творческому поиску.
- Охотником я родился, наверное, еще раньше, чем художником. После освобождения Людинова в 1943 году мы с матерью поселились в доме старого охотника Фандеева. От него я и стал набираться охотничьего духа. Или же в деревне, отправляясь с пастухами пасти коров, учился у них наблюдать за природой: то ли за зайцами, поедающими капустку, то ли за повадками птиц. К тому же, у деда заметил однажды старое ружье – «берданку», желание обладать которой было настолько велико, что я просто не мог спокойно жить и ждать, пока повзрослею, и дед мне его подарит. Сам попытался смастерить ружье, придумал даже конструкцию механизма. И каково же было мое удивление, когда, годы спустя, изучая устройство «казенной части механизма» ружья, обнаружил сходство с ней моей модели!
Так мучительно проходили годы детства и юности – я был безоружным наблюдателем и в редкие минуты – помощником в чужой охоте. Но в восемнадцать лет дед, наконец-то, отдал мне «берданку», я зарегистрировался и уже с 1958 года считаюсь официальным охотником.
- Что для вас главное в охоте?
- Охота для меня – это не просто очередность действий: взял ружье, увидел, выстрелил, забрал трофей – и домой. Мне больше по душе другое. Я люблю всматриваться в живой мир, слышать его шелест, хруст, стрекот, видеть его красоту, восхищаться им живым, ведь природа и ее жители хороши живыми, мертвыми они теряют великолепие. Именно поэтому я никогда не стреляю по лосям, косулям, кабанам. Гораздо приятнее наблюдать за ними.
Всегда поражался, сколько грациозности, легкости и, вместе с тем, сил в косуле. Видел ее в нескольких шагах от себя, она меня также заметила, секунд двадцать-тридцать присматривалась, а потом резко вспорхнула (иначе сказать нельзя) и ускакала. Или же – лось… Однажды увидел этого лесного великана на весенней тяге в сосновом молодняке. В четырех метрах от меня он спокойно кормился, и мое появление его ничуть не испугало…
Много любопытного в природе, стоит лишь приглядеться. Особенно интересно весной, когда все приходит в движение, оживает. Лесная живность без страха выставляет себя на показ, спешит куда-то; вернувшиеся птицы начинают вить гнезда, поутру отовсюду раздаются плачь чибисов, курлыканье журавлей, токование глухарей, хорканье вальдшнепов, крики других обитателей…
- Как сосуществуют охота и творчество?
- Одно другому помогает. Чтобы отражать мир гармоничным, пейзажисту необходимо много наблюдать, а где еще представится такая возможность, как не на охоте. Поэтому мои картины – это итог долгого, изучающего разглядывания. В картине «Апрель. Последний снег» для передачи радостного настроения я использовал легкие весенние краски, замеченные в природе. Вот почему такими натуральными, естественными кажутся пробивающаяся травка, кое-где оставшиеся следы снега, березки и молоденькие сосенки. А вот «Гроза над озером». Огромная туча угрожающе нависла над озером, создается впечатление ее непобедимости, но уже где-то сбоку пробиваются первые, еле-еле уловимые лучи солнца. Вы думаете, легко передать подобное состояние в природе, ни разу не видя его? Или же картина «Весеннее утро. Токуют тетерева». Великолепный брачный танец птиц – это ведь следствие моих впечатлений, результат восхищения ими.
Так что, охота – это и увлечение, и творческий поиск одновременно, расширяющий кругозор и рождающий новые мысли и идеи.
Хотелось бы добавить, что, благодаря увлечению – охоте, В.О.Хованскому удалось создать множество прекрасных полотен, отражающих красоту родной природы…
Елена ШАГАЕВА»