ХУДОЖНИК ВАСИЛЕНКО. Пост-14
Весной 2012 года в Людинове проходила персональная выставка В.Я.Василенко. Привожу статью о ней из газеты «Знамя труда». Статью привожу, какой она была в газете. Но на тот момент я не знал названия двух описываемых в статье работ. Теперь названия известны и я указываю их в скобках.
ЖИВОПИСНЫЕ МОТИВЫ
Кировский художник Владимир Василенко представил свои работы в Людинове.
21 марта в людиновском Дворце культуры начала работу третья персональная выставка кировского художника Владимира Василенко. Две предыдущие проходили в кировском музее. На вернисаже присутствовали старейшие людиновские художники Н.Балакина и В.Хованский, а также группа молодых мастеров изобразительных искусств. Организатор выставки и друг кировских художников Наталья Волкова коротко рассказала о творческом пути художника. Выступили некоторые художники и другие гости вернисажа. Все желали В.Василенко дальнейших творческих успехов, здоровья и новых выставок. Открытие выставки прошло весело и закончилось не менее веселым застольем.
А теперь о главном. Главное на выставке – это работы художника, в нашем случае живописные произведения. Их представлено на суд зрителей тридцать семь. Немалая часть из коллекции кировского «Третьякова» В.Н.Новосельцева. В основном пейзажи и немного натюрмортов, а также несколько работ, выполненных пастелью. Трудно описать все работы, поэтому не будем пытаться объять необъятное. Остановимся на нескольких, зато присмотримся к ним повнимательнее. А, как известно, при внимательном рассмотрении все оказывается чрезвычайно интересным. Даже жизнь какой-нибудь букашки в траве. Если только внимательно присмотреться. Если внимательно, не торопясь всматриваться в работу художника, то постепенно начинаешь, как бы видеть и чувствовать то, что красками передать невозможно. Чувствуешь свежий, теплый воздух майской рощи, нежный ветерок, колышущий верхушки деревьев, звуки и запахи природы.
Итак, всматриваемся в работы В.Василенко, выставленные в людиновском ДК. Пишет он в манере близкой импрессионизму. Не особо заботясь об отделке, больше обращая внимание на состояние природы, ее настроение. С чего начнем? Начнем, пожалуй, с пейзажа «Мартовский свет», раз уж выставка начала свою работу именно в марте. Так дальше и пойдем, по месяцам.
Солнечный день. Тепло, светло и радостно. Дубки, напоминающие дубки у Болвы за Фаянсовой. Снега осталось мало и лежит он как раз с северной от дубков стороны, там, где больше бывает тени. Точно подмечено. Прекрасно передан весенний воздух. Вглядываешься и начинаешь буквально легкими его ощущать, сырой и еще холодный. Тени на снегу синие, «юоновские», напоминающие тени в работах одного из любимых художников Василенко Юона. Проходим по времени чуть-чуть вперед и оказываемся в «Первой зелени». Это уже апрель. Опушка молодого березово-елового леска. Здесь солнышка нет. Композиция проста. Очень точно, внимательно и с любовью передана нежная весенняя зелень. И, несмотря на пасмурную погоду, работа производит приятное и радостное впечатление. Дальше у нас «Подснежники». Казалось бы, простой, незатейливый мотив. Стволы старых елей на фоне лесной опушки, а внизу небольшая группка подснежников. Но сколько радости несут в себе эти маленькие белые пятнышки, изображающие весенние цветы. Присмотритесь! А вот и «Пейзаж с черемухой». Цветет она в мае, а стало быть, уже совсем тепло. Хотя в дни цветения черемухи всегда бывает небольшое похолодание. Но, глядеть на черемуху нам совсем не холодно. Вид этого скромного уголка природы напоминает о приближающемся лете.
А вот оно и пришло. Это «Пора сенокосная». Изумительный маленький пейзаж. Здесь композиция уже посложнее. Зеленой краски художник не пожалел. Деревья и травы написаны очень сочно и реалистично. На переднем плане скошенная, и уже начавшая вянуть трава. Композицию этого «зеленого» рая оживляет маленькая фигурка женщины в красном платье. Прелестно!
Лето – время отпусков, время путешествий. «Отправимся» и мы вслед за художником, ну хотя бы в Оптину Пустынь, где он побывал на пленэре в 2009 году вместе с автором этих строк. Работа так и называется «Оптина Пустынь». Художник там не отдыхал, работал. Ну а мы полюбуемся результатами его работы. Изображена одна из церквей с золотыми куполами, обрамленная сверху голубым небом, снизу зеленью травы и деревьев. Присматриваюсь и ощущаю свет, тепло, умиротворение солнечного летнего дня. Чувствуешь то, что есть на самом деле в этот час и в этом месте. Автор прекрасно передает состояние природы.
И раз уж мы решили попутешествовать, то «съездим» еще и в Мосальск. Один из живописных мотивов этого города послужил основой для работы «Гроза уходит». Тут уж совсем не радостно. Хотя гроза и уходит, но впечатление от работы довольно гнетущее. Художнику прекрасно удалось передать состояние грозового дня. Думается, он имел в виду грозу не только над Мосальском, но и над всей Россией. От Мосальска гроза уходит, остается надеяться, что и над страной небо прояснится.
Однако вернемся в выставочный зал людиновского ДК. А из него, благодаря небольшой работе под названием «Этюд» «заглянем» в родной Киров. Здесь уже осень. Скромный вид на Нижнем озере с заброшенным строением на берегу. Это рядом с храмом Александра Невского. Очень милый пейзажик, трогающий душу своей простотой композиции, воздушностью и изяществом колористического решения.
И вот уже пришла настоящая осень, золотая - «Осень. Клены». Заброшенная аллея кленов и лип в Анисово-Городище потрясающе красиво выглядит в эту пору. Мастеру удалось в полной мере передать чудесное «природы увяданье». Любоваться этой маленькой работой можно бесконечно. А между тем незаметно наступил ноябрь. В ноябре 2011 года В.Василенко в компании В.Хованского, А.Евдокимова и автора этих строк побывал на пленэре у Манинского моста. Результатом поездки стал пейзаж, название которого затерялось в предвернисажной суматохе («На краю поля. Осень»). Изображен край поля с перелесками. Где-то правее устроился с этюдником патриарх людиновских художников В.О.Хованский, но Василенко не стал его «беспокоить», «перемещая» в свой этюд. Прощальной тоской веет от этой работы. А что тут еще испытаешь, когда последние теплые солнечные деньки ушли, а впереди мрак и холод. Но холод покрывает землю снегом, а снег преображает природу иногда так, что дух захватывает. Наверное, нет художника, который бы не любил снежную зиму. Василенко не исключение. И зима его «любит», судя по тому, что зимы ему удаются, может быть, лучше других времен года. Вот «Зимний вечер». Работа может показаться немного не законченной, но автору виднее. Он сделал так, как считает нужным. Мотив простой, как и в большинстве его работ. Ранние сумерки, на пригорке избушка и любимая Василенко полоска вечерней зари. Часто он к ней возвращается, и всегда находит что-то новое, неповторимое, завораживающее. Трогательный пейзажик, навивающий грусть, и в то же время не лишающий уверенности в том, что после вечерней зари придет заря утренняя, а за ней новый день.
Еще один пейзаж без названия («Зимник. Брынь»). Зима заканчивается, появились первые проталины. А может это просто незамерзающий лесной ручеек? Ручеек уходит вглубь леса и как бы перетекает в просвет между еловыми верхушками. Ели и кусты усыпаны мелкими «шапками» снега. Любоваться таким видом – одно удовольствие. Гулять в таком лесу – значит быть усыпанному снегом с ног до головы. Но нам это не грозит. Тем более что мы снова «вернулись» в весну – «Март». Край леса, снега еще много, но и проталины уже большие. Воздух сырой, но прогреваемый, хотя и не жарким солнцем. Картина полна оптимизма в предвкушении предстоящих теплых солнечных деньков. Ведь скоро лето!
Итак, мы совершили полный круг и вернулись снова в март. Рассмотрели не все работы, но интерес к выставке, надеюсь, у читателей появился. Если так – добро пожаловать в людиновский ДК. Выставка будет работать до конца апреля.
А.Зорюков, художник
- Блог пользователя Александр ЗОРЮКОВ
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии