Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

Памяти ЩЕРБАЧЕНОКО А.В...

1985 г. Это мы в Красном уголке КрЭС. Щербаченко справа.
1989 г. Щербаченко пишет этюд вида за окном.

На днях узнал о том, что ушел из жизни Александр Васильевич Щербаченко.
Мы с ним познакомились в начале 1980-х годов, когда я пришел на работу в КрЭС, а он работал там диспетчером, жил в Фоминичах.
Александр Васильевич был очень разносторонним человеком. Любил живопись, дружил с С.Е.Косенковым, собрал солидную коллекцию его работ. Часто помогал Косенкову по хозяйству, например, попилить дрова «Дружбой», что самому Косенкову было трудно делать с его единственной, к тому же левой, рукой.
Сам одно время немного занимался живописью. На работе, когда дежурство выпадало на выходные, и на предприятии почти не было людей, и было мало работы, писал этюды – виды из окна. Помню два его этюда, участвовавших в одной из выставок.
Любил русскую классическую литературу, много читал, в том числе труды философов.
Поэзию не только любил, но и сам немного писал. Помню, рассказывал:
«Я никогда не сочиняю стихи, они сами рождаются. Летний день. Иду по тропинке. Светит солнце, теплый воздух наполнен ароматами трав и цветов. Вокруг цветущие луга, зеленые кусты, синеющий вдали лес. Порхают бабочки, поют птицы, стрекочут кузнечики. Все это создает лирической настроение и в душе начинают рождаться слова и складываться в строки, журчащими ручейками переливаясь в стихи. Остается только записать на бумаге, придя домой».
Я, конечно, не помню дословно его рассказ, но смысл передаю точно.
Мне не довелось читать его стихи, судить о них не могу. В местной газете ЗТ он не печатался. Рассказывал, что Радченко, любивший только стихи о войне и труде, о «серпе и молоте», его стихи о природе не признавал и в газету не допускал.
Очень ценил творчество рано ушедшего из жизни воловского поэта Сергея Шишкина. И не только ценил, но и пропагандировал и распространял самиздатовские распечатки его стихов.
На работе, тайком от начальства, рискуя получить нагоняй, набирал на компьютере, которым едва владел, тексты стихов, распечатывал и раздаривал. Увы, добрые дела иногда приходится делать полулегально, четь ли не незаконно. Что поделать, такова жизнь, как говорят французы.
Занимался охотой и рыбалкой. В свободное от основной работы время любил подкалымить. Но не торговлей, как многие, а производством. В молодые годы ради заработка занимался резьбой по дереву, - делал всякие нужные в доме вещицы. Когда этот бизнес перестал приносить доход, занялся пчеловодством. Пчеловодством продолжал заниматься, пока позволяло здоровье.
Во второй половине восьмидесятых, когда разрешили частное предпринимательство, не бросая основную работу, занялся фермерством – выращивал картошку и другие овощи.
В КрэС купил списанный трактор, отремонтировал, накупил другой техники. Даже автобус «Кубанец», помню, у него был. Но… Наше государство одной рукой разрешает, а другой душит. Придушило и фермерское хозяйство Щербаченко.
Мы часто виделись и много общались в 1980-е годы. Когда я ездил в Фоминичи к Косенкову, частенько заходил и к Щербаченко. Позже, с начала 1990-х, когда я уже не работал в КрЭС, мы виделись реже.
В последние годы Александр Васильевич серьезно болел. На похороны я не попал – поздно узнал, но летом обязательно съездим на могилу.
Пусть земля будет пухом Вам, Александр Васильевич…

Комментарии

1
Ваш аватар (условное изображение): 

С глубоким сожалением узнала о смерти Александра Васильевича.
Пусть земля ему будет пухом.