Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

С.Е.КОСЕНКОВ. Жизнь и творчество (часть 3)

С.Е.Косенков. 1951 г.
С.Е.Косенков. 1955 г. Челябинск

4

Наконец их отправили на Родину. Девятое мая 1945 года, в день Победы, прибыл морем в Одессу. Видно под счастливой звездой родился Степан: после дотошных допросов не в сталинские лагеря попал он, как многие его товарищи по несчастью, бывшие военнопленные, а был отпущен домой.
Поселился у отца в Смирновке. В колхозе «Новый труд» нашлась посильная работа – полевым обходчиком. Избирался в члены правления колхоза, ревизионной комиссии. Все поля хозяйства обошел, знал каждое деревце, каждый холм.
Жизнь в родной деревне, хоть и нелегкая, не сытная, но налаживалась. Подыскалась в соседних Фоминичах невеста, сельская учительница Тонечка Лавренникова, и вскоре молодые люди сыграли свадьбу. А через определенное природой время в семье появился первенец – сын Саша. Казалось, что все плохое и самое трудное осталось позади. И молодой полевой обходчик в редкую свободную минуту вновь вынимал карандаши, альбом для рисования, пристраивался где-нибудь на взгорке или на залитой солнцем лесной поляне и весь погружался в любимое занятие. Время тогда летело для него незаметно, в окружавшей природе, неброских, на первый взгляд, родных местах все больше открывалась Косенкову необыкновенная красота.
Кроме натурных зарисовок, Степан также занимался копиями, скопировал «Богатырей» В.Васнецова.
В связи с работой на природе с ним произошел один забавный случай, когда он только поселился в Фоминичах и еще не все местные жители успели его узнать.
Сидит он однажды под кустом, делает зарисовку. Вдруг видит краем глаза, что в отдалении какая-то женщина заинтересованно наблюдает за ним, стараясь при этом не привлечь его внимание. Заходит то с одной стороны, то с другой, не решаясь подойти близко. Побродила какое-то время и ушла.
В тот же день по селу поползли слухи, будто бы вокруг Фоминич бродит шпион и зарисовывает план местности. При этом выдумщица всерьез уверяла, что она чуть было не поймала его. И лишь когда слухи дошли до человека уже знавшего, что муж учительницы Антонины Федоровны – художник, и его не все знают, т. к. он не местный, видимо, его и приняли за шпиона, слухи прекратились. А над незадачливой ловительницей шпионов еще долго потешались односельчане.
Были еще подобные случаи, и не все они заканчивались весело. Из-за того, что он побывал в плену, за ним уже в то время следили. Как-то сидит он у дуба, рисует и вдруг появляется «любопытный»: «Что ты тут делаешь?». В те годы в разгаре была шпиономания.
В 1948 году пришли с обыском. После обыска повезли Косенкова в Киров. Заставили подписать десять пустых бланков протоколов допроса. После этого его отправили в Калугу, в КГБ. Спрашивали о плене, как воевал, что рисовал и куда отправлял рисунки. Следователь предлагал ему сделку: «Если не виновен, напиши донос на того, кто написал на тебя, - тогда посадим его». На такую подлость Степан, воспитанный в старообрядческих традициях, пойти не мог, хотя знал, кто на него «настучал». «Стукачом» оказался односельчанин. Однажды он спровоцировал Степана на откровенный разговор о войне, об армии, и Степан, увлекшись, сказал, что и в американской армии тоже есть что-то хорошее. Этого оказалось достаточно.
После допросов и камеры предварительного заключения направили в тюрьму. Пробыл там год. Строил вместе с другими заключенными драмтеатр, элеватор, турбинный завод в Калуге.
В калужском лагере заключенных начал писать масляными красками. Лагерного художника Кузина просил за четвертинку пустить в мастерскую и закрыть там. С натуры не разрешалось рисовать. Кузин давал Степану репродукции, и он их копировал. Все это делалось тайно, чтобы никто не знал, иначе не избежать наказания.
Потом в Калугу прислали этапом художника, закончившего московское Строгановское художественное училище. Он дал Степану много полезных советов по живописи.
Рисовать Степан любил с детства, но именно в сталинских лагерях занятие творчеством было единственной отдушиной в трудной жизни заключенного, помогшей перенести все испытания, сохранить свою душу. И потом, когда его освободили, без живописи уже не представлял своей жизни. Она стала для него главным делом.
После года заключения в Калуге его отправили в другой лагерь, в Челябинск. Из двадцати пяти лет, присужденных как врагу народа по 58-й статье, отсидел, а вернее, отработал восемь. Смерть Сталина, разоблачение его преступлений позволили Косенкову в январе 1956 года досрочно выйти на свободу. Первое время после освобождения жил у брата в Рыбинске.

5

Когда вернулся домой, в Фоминичи, сыну Саше исполнилось уже десять лет. Он отца не помнил. Но мало-помалу жизнь опять стала налаживаться. Навыки в живописи, полученные в лагере, помогали зарабатывать на хлеб. Первые годы после лагерей оттачивал свое мастерство на копиях. Сколько их переделал, на них был спрос, сам не мог вспомнить, а уж всяких разных плакатов типа: «Дадим, добьемся…» - еще больше.
Постепенно подошел к самому сложному – писать картины с натуры. Точнее, с натуры пишет маленький этюд, а уже потом дома с него картину. Картины хорошо получаться стали далеко не сразу. Тем более, что для работы над ними времени было не так уж много. В деревенском доме надо с утра до вечера крутиться, чтобы поддерживать в порядке хозяйство. Казалось бы, для живописи ни минуты уже не остается, но когда душа стремится к творчеству, то никакие бытовые трудности не могут этому помешать. При первой же возможности он вырывается с этюдником в лес и упорно работает.

(Продолжение следует)