Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

С.Е.КОСЕНКОВ. Жизнь и творчество (часть 7)

1983 г.
1983 г. С.Е.Косенков за работой над очередным пейзажем
1983 г. С.Е.Косенков в своей домашней мастерской
Уголок в доме, служивший С.Е.Косенкову мастерской в холодное время года
1983 г. С.Е.Косенков на пленэре
1983 г. С.Е.Косенков. Возвращение с пленэра
1983 г. Материал о Косенкове в газете "Знамя труда"
С.Косенков. Дивная лунная ночь. Нижнее озеро. Х/м
С.Косенков. Знойный полдень на Нижнем озере. Этюд.Х.на к/м;24х34
С.КОСЕНКОВ. Утро на Болве. К/м; 25х38
С.КОСЕНКОВ. Пруд на Нижнем. Этюд
С.КОСЕНКОВ. Коровий мост. К/м; 24х33
С.КОСЕНКОВ. Болва на Нижнем. Этюд.
С.КОСЕНКОВ. Туман над Нижним озером. Этюд. Х/м; 18х22

9

Успехи Косенкова в искусстве были очевидны, но продвинуться в плане творческой карьеры оказалось невозможным. Даже просто вступить в союз художников не позволило художественное начальство калужского отделения союза художников. Павлишак, абсолютно бездарный художник, бывший тогда главным художественным начальником в Калуге, прямо ему не отказывал, но придумывал каждый раз всякие отговорки и в конце концов совсем «замотал» это дело.
Наверное, в глубине души Косенков и сам понимал, что ему, как бывшему репрессированному по 58 статье, «врагу народа», вступить в союз художников никогда не позволит КГБ.
А между тем, он был в те годы одним из лучших, если не лучшим, пейзажистом Калуги и области, только для чиновников от искусства, тем более с пятном в его биографии, это не имело значения.
Но заниматься любимым делом – живописью - можно и не будучи членом союза, хотя только как любитель, то есть нужно где-то работать, кем угодно, а живопись – только в свободное время. Он так и был «любителем» всю жизнь, при этом создавая произведения по художественным достоинствам гораздо выше работ большинства «профессионалов» из калужского отделения союза художников.
В конце семидесятых годов вместе с А.А.Шатовым и В.И.Семеновым Косенков совсем недолго, видимо, несколько месяцев, работал оформителем в Кирове в художественной мастерской отдела культуры, располагавшейся на территории парка культуры и отдыха у военкомата. Мастерская занималась изготовлением наглядной агитации, в те годы на нее был большой спрос. Эта работа была не совсем для него, потому что в ней требовалось писать много текстов кистью от руки печатными буквами, а ему левой рукой делать это было трудно. Пока Косенков выполнит одну текстовую работу, Шатов за это время успевает сделать несколько.
Оплачивалась эта работа довольно странно. Если у художника зарплата, к примеру, 150 рублей, то он должен сделать разных стендов и плакатов на эту сумму, если сделал на меньшую, значит, и получит меньше. Логично. Но вот если художник сделал работы на 200 рублей, то получит только свои 150. Куда шла разница, в «Фонд мира» или в карман начальника отдела культуры, неизвестно.
Были случаи, когда Шатов делал за один день работу на несколько сотен рублей. За один день! В месяц у него выходило значительно больше его зарплаты. Естественно, ему никто «лишних» денег не платил. Вместо денег он получал нагоняй от начальника за то, что за один день посмел заработать как он, начальник, может, за месяц не получит. Это непорядок. Не должен какой-то там художник получать больше чем начальник.
И много других глупых и темных дел творилось в ту пору в мастерской по вине тогдашнего начальника отдела культуры (очень некультурным человеком он был). Конечно, такие талантливые и честолюбивые люди, как Косенков, Шатов и Семенов, терпеть это долго не могли и все трое вскоре уволились из мастерской. Шатов ушел на ЧЛЗ, Семенов на ЗСФ. Косенкову в тот момент, видимо, уже исполнилось 60 лет, и он стал пенсионером.
Таким образом, карьера художника-оформителя, скорее к счастью, чем к сожалению, у Косенкова не сложилась, иначе у него меньше времени оставалось бы для живописи. А живопись, думается, была смыслом его жизни.

(продолжение следует)