Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

Их практически не осталось

Памяти Элины Быстрицкой

№47 (30834) 30 апреля — 6 мая 2019 года

1 ПОЛОСА

Автор: Г.А. ЗЮГАНОВ, Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной думе РФ.

А годы летят, наши годы,

как птицы летят,

И некогда нам оглянуться

назад…

Мир сиротеет, когда его покидает красота, ведь красота спасает мир, говорил Достоевский…

Красота Элины Быстрицкой была необыкновенной — прежде всего глубоко одухотворённой, а ещё её красота как будто вобрала в себя краски самых разных времён и народов. На её красивом лице отразились и нежная Украина, и горячий Израиль, и русская донская степь…

Она родилась в семье врача и приняла милосердие как наследство. Уже в тринадцать лет она ухаживала за ранеными в госпитале. Вот почему Елизавета Максимовна в фильме «Неоконченная повесть» так достоверна и любима зрителями многих поколений Советского Союза.

Зная жизнь Элины Авраамовны и понимая её творчество, можно смело сказать, что наиболее определяющей чертой её личности была — в самом высоком смысле — советскость. Да, она — дитя своей любимой и счастливой страны под названием СССР.

Она училась в Киеве. Играла в Вильнюсском русском драматическом театре в Литве. Была своей среди донских казаков и казачек. С нею был дружен сам Михаил Шолохов — она умела дружить.

Она стала одной из главных фигур в театральном мире Москвы и всей страны. Её родным домом стал Малый театр. А она — одним из его главных символов. В пьесах А.Н. Островского и М. Горького она передавала тончайшие нюансы русского национального характера.

Сегодня уже трудно сказать, какая из ролей удалась ей больше всего — Аксиньи ли в «Тихом Доне» или Лёли в «Добровольцах». Но в удивительной поэме-эпопее Евгения Долматовского «Добровольцы» Элина Быстрицкая отразила характер целого поколения советских женщин — женственных, воинствующих, беззаветных и прекрасных. Её Лёлька в красной косынке — это символ Метростроя, это лицо всех женщин Великой Отечественной войны, это образ советского семейного очага, дружбы и верности, красоты человеческих отношений и интернационального братства.

Она была нашим большим и надёжным другом, нашим единомышленником. В 1970-м она вступила в КПСС, с 1980 года возглавляла военно-патриотическую комиссию Всероссийского театрального общества.

Нам будет не хватать её живого присутствия на сцене и в жизни, её обаяния, её интеллекта.

Но память — упрямая и таинственная вещь. Память надёжнее и прочнее веяний моды. И Элина Авраамовна Быстрицкая не выйдет ни из памяти, ни из моды. Никогда.