Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

«Калужское экономическое чудо»: блеск и нищета инвестиций

Источник: http://unise.ru/inside/politika/kalujskoe_konomicheskoe_chudo_blesk_i_nisheta_investiciiy

Калуга и Калужская область, губернатор Анатолий Артамонов до недавнего времени считалась едва ли не образцовым примером того, как следует проводить либеральные экономические реформы на региональном уровне. Заводы строились, иностранные инвестиции успешно привлекались, доходы населения росли… Красота! Однако совсем недавно в разговорах о «калужском экономическом чуде» стали преобладать нотки совсем иные: оказывается, что государственный долг области стремительно увеличивается, инвестиции сокращаются, социальное напряжение постепенно нарастает… Одним словом – в воздухе все острее начинает пахнуть «пахнуть грозой». Отчего же так? За ответом на этот вопрос мы обратились к депутату Законодательного Собрания области Александру Трушкову.

- Александр Витальевич, тревожные нотки относительно Калуги зазвучали уже и в федеральных СМИ, которые прежде только и делали, что Калугу хвалили: мол инвестиции идут, заводы открываются, безработица на нуле – живи, вроде бы, да радуйся. А тут вдруг на тебе: в бюджете дыра, госдолг стремительно растёт - чуть ли не на 500 миллионов в месяц… Это даже как-то удивительно: если открываются новые предприятия, то должна увеличиваться налогооблагаемая база, в бюджет области должно поступать больше налогов… Так откуда же дефицит бюджета?

- Давайте начнем с самого начала. Несколько лет назад было объявлено, что Калужская область начинает привлекать зарубежных инвесторов на очень выгодных условиях. Первый опыт такого рода был даже успешным – в Калугу пришла корпорация «Самсунг», которая сегодня является самым успешным предприятием в плане поступления налоговых отчислений в региональный бюджет. При этом всё было сделано грамотно, так что от области никаких особых расходов не потребовалось.

Но дальше привлечение иностранных инвестиций приняло характер несколько иной, так скажем. Появилась теория технопарков, согласно которой надо создавать для инвесторов совершенно особые условия: инфраструктуру, тянуть коммуникации, выкупать землю под производственные площадки, рекламировать условия – и все за счет области. Для этого было даже создано в 2007 году ОАО «Корпорация развития Калужской области» (КРКО), которая должна была эти технопарки создавать. Предприятия, которые в них приходили, пользовались опять-таки беспрецедентными льготами – им, в частности, предоставлялась отсрочка по налоговым платежам на срок от 3 до 5 лет.

Естественно, что на такие «райские» условия желающие нашлись – в автокластер пришли сперва «Фольксваген», потом «Вольво», «Пежо», «Ситроен», «Мицубиси»… потом подтянулись табачные фабрики…

Но! Вот сейчас у «Фольксвагена» налоговая отсрочка заканчивается. И он, насколько мне известно, калужский сектор расширять не собирается, а намерен вложить 1,2 миллиарда долларов в другое свое предприятие – в Нижнем Новгороде. А знаете почему? Потому что здесь, в Калуге, им не хватает квалифицированных рабочих рук. На это обстоятельство областные власти как-то не обратили внимания в свое время. А когда проблема обнаружилась, оказалось, что они просто не готовы к ее решению. В результате попытались по привычке завезти мигрантов, но… эти кадры иностранных инвесторов не устраивают. Местное население, впрочем, тоже – и межнациональное напряжение растет, поскольку в некоторых поселениях на севере области мигрантов уже чуть ли не треть населения.

- То есть, расходы область на привлечение иностранного капитала понесла, а вот доходов от этого капитала пока не видит?

- Да, именно так. Причем что еще печальнее – средства в эти технопарки и кластеры вкладывались не свои, а заемные. То есть в долги влезли, а из чего их отдавать – непонятно.

- Но ведь на иностранных инвесторах свет клином не сошелся, есть ведь еще и своя собственная промышленность…

- Это следующий больной вопрос. Невероятные льготы иностранному капиталу в том числе поставили наших собственных производителей в такие неравные условия, что те стали массово закрываться. За последние годы прекратили свою работу такие крупные предприятия, как Калужский мясокомбинат, Остроженский спиртзавод, Карачевская птицефабрика, Мосальский льнокомбинат… Даже ликеро-водочный завод «Кристалл», некогда бывший наряду с московским «Кристаллом» образцом качества – и тот закрылся. В результате область стала терять только в виде недобора по акцизам, не считая НДС, налогов на прибыль, НДФЛ и прочих около 100 миллионов рублей в месяц.

Что и неудивительно – нашим собственным предприятиям невозможно взять нормальный кредит, невозможно обновить машинный парк, невозможно получить льготы по электро- и водоснабжению. От уплаты налогов их тоже никто не освободит… В общем, счет закрывшимся предприятиям идет на десятки.

- То есть, новую налоговую базу область еще не получила, а старую – уже потеряла?

- Правильно. В областном бюджете образовалась огромная дыра, которую сейчас пытаются покрыть заимствованиями. В результате государственный долг области растет. И не просто растет, а по экспоненте: чем дальше, тем быстрее. Всего за три последних года он увеличился на 20% и продолжает расти.

В 2015 году региональный долг, по моим расчетам составит около 60% от бюджета области, а в 2016 году – порядка 70%. То есть, мы вплотную приближаемся к максимально разрешенной региональным законодательством границе госдолга. О том, что будет в 2017 году, сказать трудно. Региональный министр финансов Валентина Авдеева в разговоре со мной уверяла, что тогда наш госдолг немного снизится, но почему это должно произойти – не объяснила.

Хотелось бы, конечно, надеяться, что в 2017 году нам начнут поступать какие-то прибыли от тех расходов, которые мы уже понесли, вкладывая деньги вместо зарубежных инвесторов… Но вот будут ли эти доходы покрывать хотя бы проценты по ранее взятым кредитам? Трудно сказать. Информация по этому вопросу просачивается из областной администрации крайне скудная. Одно несомненно – до 2016 года Калужская область, судя по проекту бюджета, ничего от «привлечения инвестиций» не получит. Фактически мы попали в положение Греции – новые займы уходят на уплату процентов по прежним…

- Как теперь быть, как выбираться из долговой ямы?

- Я и мой коллега Андрей Перчян (ныне аудитор Счетной палаты) на заседаниях Законодательного Собрания не раз говорили о том, что не следует зацикливаться на «привлечении инвестиций» любой ценой, а надо думать о том, как использовать тот потенциал, который есть, под работу на котором обучены люди.

Может быть, наша местная промышленность и не является курицей, несущей золотые яйца, но эти яйца хотя бы точно съедобны! И надеяться на иностранных несушек, которые еще неизвестно когда и что снесут – а может быть, что снесут и весь курятник - нельзя. Увы, нас не услышали…

- Каковы же перспективы выхода из кризиса?

- Вы знаете, наш регион – далеко не единственный из тех, что оказались перед лицом данной проблемы. Все более-менее нормальные регионы, которые пытались сами себе зарабатывать, развивая инвестиционные проекты, оказались в очень похожем состоянии. В результате бюджетно-налоговой реформы их практически полностью «обезжирили», так что у местной власти нет никаких стимулов к развитию местного бизнеса.

В муниципалитетах не остается практически ничего – все «высасывается» в регионы, а из регионов – в Москву. А уж оттуда что-то как-то возвращается в виде трансфертов. Или не возвращается…

Буквально летом этого года в очередной раз изменилось налоговое законодательство, в результате чего, например, Обнинск недосчитался почти 300 миллионов рублей, которые «ушли» в область. Это практически весь бюджет развития.

Стоит ли удивляться тому, что бизнес бежит не только из региона, но и из страны? Так что для того, чтобы переходить к бездотационному развитию, нужно менять «вертикальную» налоговую систему на федеральном уровне. Эта система вообще работает только до тех пор, пока есть высокие цены на нефть и газ. Если они упадут, все быстро рассыплется. Ничуть не защищая региональную власть, должен признать, что виновата в ситуации не только она.

- Какие конкретно меры могли бы предложить эсеры для исправления ситуации?

- Прежде всего, курс на поддержку муниципального «уровня» власти. К сожалению, сейчас события развиваются в прямо противоположном направлении: в профильный комитет Госдумы поступила инициатива, направленная на то, чтобы переподчинить мэров крупных городов губернаторам, чтобы слить городские Собрания с районными, ну и так далее. Это, с моей точки зрения, продолжение курса на «обезжиривание» муниципалитетов, на нивелирование местных представительных органов власти.

- «Справедливая Россия» будет противодействовать этой новации?

- Нашим депутатам Госдумы, как мне кажется, надо серьезно постараться, чтобы эта инициатива была серьезно доработана. Невозможно построить эффективную экономику «сверху вниз». Государство должно, прежде всего, обеспечить благоприятный инвестиционный климат – заинтересовать местные органы власти в развитии бизнеса, дать им гарантии сохранения налоговой базы, обеспечить прозрачность и понятность собственных действий, как на сегодняшний день, так и на будущее.

Сейчас же никаких гарантий для бизнеса, кроме честного губернаторского слова, у нас нет… Да и это слово в последнее время часто меняет полярность. В общем, единственное, что можно сейчас сделать на региональном уровне – это попытаться разобраться с собственным бюджетом. Он сейчас составлен таким образом, что большая часть скрыта в различных пересекающихся друг с другом программах так хитро, что рядовому депутату ни в самом бюджете, ни в структуре областного долга разобраться невозможно. Поэтому мы в Заксобрании и настаиваем на том, чтобы бюджет представлялся в развернутом, доступном для понимания виде.

- Каким же будет Ваш прогноз для Калужской области на будущее, если ничего не изменится?

- В ближайшем будущем наш долг будет расти – в этом сомневаться не приходится. Настоящие проблемы начнутся через два-три года, когда он приблизится к своему предельному значению, определенному областным законом – это 70% от регионального бюджета. Конечно, при помощи большинства в региональном парламенте единороссы могут поднять барьер и до 80, и до 90 процентов...

Но вот если долги сравняются с доходами, то тут уже вступит в действие норма Федерального закона, через которую не перепрыгнешь. За этим может последовать секвестр бюджета – и… большие волнения. Урезаться-то ведь будут, прежде всего, статьи социальных расходов – пособия, жилищные субсидии, дотации и т.д. А если еще и произойдет падение зарплат, то… Не хочу ничего прогнозировать, но недавние события в Бирюлево показали, что социальный взрыв может произойти из-за чего угодно. На сегодня наша социальная стабильность держится, прежде всего, на том, что доходы «синих воротничков» хорошо ли плохо ли, а повышаются. Но если они расти перестанут…

СПРАВКА:

Трушков Александр Витальевич, председатель Калужского регионального отделения партии «Справедливая Россия», депутат Законодательного Собрания Калужской области, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании Калужской области.
Андрей Михайлов

Комментарии

2
Ваш аватар (условное изображение): 

Чудо это больше реклама. Соседство Москвы также играет свою роль - две области, но как бы Калуга не тянулась, даже Обнинские едут работать в Москву.
Что касается нулевой безработицы, советую посмотреть самые последние данные. Она начинает расти.
http://www.utro.ru/articles/2013/12/18/1164162.shtml
Рынок очень чутко отозвался на стагнацию и показал, что все эти артамоновские успехи - глянцевая картинка на фоне нефте-газовых денег. Случились всем известные сложности в экономике - и оказалось, что все его "успехи" ни на что не влияли.

Ваш аватар (условное изображение): 

Горькая правда, в которую не хочеться верить, но это факт. Мне мой знакомый с Калуги еще года два назад про эту беду говорил. И то, что Фольксваген в любой момент может сьехать, как только налоговая ставка для него повыситься. Ведь перевести свои модульные цеха на новую готовую площадку ему не составит ни какого труда. Обидно одно если захочеш открыть какое либо производство тебе никто не подведет газ, воду, канализацию, свет, а немцам пожалуйста. Не успеешь открыть предприятие уже бегут с проверкам различного рода инспекции, о существовании которых даже раньше и не знал.