Об атеизме и религиозном фанатизме
В российском обществе назрел вопрос о противоборстве атеизма и веры в Бога. В советское время религия была под запретом, а верующие люди, в лучшем случае, осуждались, в худшем, оказывались под колпаком спецслужб как неблагонадёжные граждане.
После перестройки ситуация изменилась: верующие могли открыто заявлять о себе. За 30 лет вера для многих россиян превратилась в самоцель, потому что модно, а в некоторых кругах даже престижно позиционировать себя верующим, православным. Но в современной России много и сознательных атеистов, и бездумных молодых людей, которые понимают атеизм как глумление не только над верующими, но и над святынями.
Всё чаще звучит голос писателей, публицистов о несовместимости духовности и капиталистического образа жизни, несогласии атеистов с представлениями о жизни религиозных фанатиков, гневные призывы которых раздаются тревожным набатом.
Представляю одно из мнений.
http://proza.ru/avtor/vastih
© Copyright: Василий Тихоновец, 2017
Свидетельство о публикации №217052800576
Василий Тихоновец
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЕГОРУ ХОЛМОГОРОВУ
Поводом для моего монолога в этой статье стал факт появления в Интернете «Открытого письма Познеру, атеисту», автором которого является публицист и «рядовой член Русской Православной Церкви» Егор Холмогоров.
Владимир Познер мне глубоко не симпатичен, но пройти мимо столь опасного документа я просто не смог. Приведу лишь одну цитату.
Автор «Открытого письма» пишет: «Была бы определенная логика в том, чтобы вернувшие себе Россию православные вовсе запретили атеизм как преступное мировоззрение и политическую практику, равнозначную, допустим, нацизму».
Поскольку я – убеждённый атеист, то эти слова относятся и ко мне: это я – «носитель преступного мировоззрения», это меня нужно бы приравнять к нацисту и запретить.
А весь сыр-бор разгорелся из-за безобразного поступка глупого мальчишки, который «ловил покемонов» в православном «Храме-на-Крови», а потом разместил видеоролик с неприличными комментариями в своём блоге. Для него это закончилось тремя с половиной годами лишения свободы условно, что вполне справедливо и правильно.
Остаётся сожалеть, что в момент совершения глумливых действий, в храме не оказалось ни одного нормального мужика, который бы вывел хулигана за ухо и дал ему пинка под зад с отеческим напутствием и необходимой осторожностью. Я, атеист, непременно так бы и поступил. Не сомневаюсь, что так бы поступил любой мужчина-мусульманин, мужчина-иудей или мужчина-буддист, случайно зашедший в православный храм, если, конечно, такое возможно. Увы, так не случилось. Вместо этого – «буря в стакане» на просторах Интернета и крайне опасные заявления, одно из которых я уже приводил выше.
С моей сугубо атеистической, то есть, несомненно, «преступной» точки зрения, любая религия – древнейший способ очеловечивания дикой обезьяны, которая, к сожалению, до сих пор сидит в каждом из нас.
Любая религия – огромная часть человеческой культуры. При отсутствии или зачаточном состоянии науки, все мировые религии наставляли неграмотных и полудиких прихожан на путь истинный, терпеливо внушая некий свод правил человеческого поведения: не убий, не укради, возлюби ближнего и так далее.
Религии учили человека подавлять в себе чисто животные начала, относя их к смертным грехам, как, например, в христианстве: обжорство, половая распущенность и т.д. Религии создали институт брака и семьи, предложив вместо беспорядочных совокуплений целую систему священных обрядов, сопровождающих человека и удерживающих его в рамках приличий и норм человеческого поведения в течение всей жизни и до самой смерти.
Разумеется, человек так устроен, что ему проще верить в Бога и сотворение мира. Гораздо труднее изучать химию, физику, биологию, генетику, палеонтологию, астрономию и множество других естественных наук, которые позволяют смотреть на вселенную и человека через призму знаний, не пользуясь догматами той или иной веры, соблюдая, однако, те нормы и правила, которые с древнейших времён разработаны и записаны в священных книгах.
И отрицать пользу религии в качестве начального курса очеловечивания, равносильно отрицанию пользы арифметики или алфавита в процессе обучения человеческого детёныша. Любая религия – один из институтов человеческого образования, представляющий в качестве идеального образа и, соответственно, образца для подражания – своего Бога.
С моей точки зрения атеиста, любой Храм – неприкосновенная территория, где действуют свои особенные законы, которые обязан уважать гость этого Храма. Образно говоря, нужно воспринимать церковь, мечеть или синагогу, как территорию посольства или консульства другого государства. И вести себя прилично. Или вовсе не посещать эту чужую территорию, что я, к примеру, и делаю.
Конечно, я совершенно не согласен с утверждением Егора Холмогорова: «Россия так пропитана верой и пронизана Богом, что здесь отрицать Его существование и в самом деле глупо и преступно - прежде всего, перед своим собственным разумом».
Не согласен, но доказывать с пеной у рта обратное мне не позволяет именно марксистско-атеистическое мировоззрение. В отличие от Егора, я считаю, что современная Россия пропитана духом стяжательства, коррупции и воровства. Капитализм пробудил в нашем человеке дремлющую обезьяну.
И мне, «преступнику-атеисту», очень жаль, что институт православия в России пока слишком слаб, чтобы противостоять страшному процессу расчеловечивания русского человека. И мне жаль, что подобные «холмогоровы» своими агрессивными заявлениями отвращают несчастных сограждан от православия. Страшно даже представить, что власть в нашей стране попадёт в руки таких «религиозных воинов» РПЦ, а мы, атеисты, попадём в разряд преступников.
Любой фанатизм отвратителен. И атеистический, и религиозный.
Добрее нужно быть, Егор Холмогоров.
И деликатнее. Тогда к вам потянутся люди.
А иначе от вас, Егор, больше вреда, чем пользы для Отечества.
Хотя вряд ли содержание этого письма дойдёт до Вас.
Во всех смыслах.
- Блог пользователя Светлана Грачёва
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Рецензии
Представляю, что сделали бы в настоящее время с Иисусом, войди он в православный храм и переверни лавки, торгующие религиозными принадлежностями. Ведь аналогичное он сделал более 2000 лет назад в Иерусалимском храме. Статья Ваша хорошая, но допущены неточности: Соколовскому дали 3,5 года условно не за ловлю покемонов в храме (в ролике, размещённом в интернете, отлично видно, что на парня в храме не обращали внимания – шла спокойно служба, кто-то молился, а он, стоя в сторонке, производил манипуляции с телефоном). Поэтому если бы в это время в храме и находились нормальные мужики, они не стали бы выводить хулигана за ухо - они просто его не заметили бы, все мысли занимала бы молитва, обращённая к Богу.
Соколовского осудили по ч.1 ст.148 за то, что он грубо отзывался о людях на основании отрицания существования Христа и пророка Мухаммеда... В приговоре, в частности, упоминалось, что Соколовский «отрицает существование Бога», тем самым оскорбляет чувства верующих. В.В. Познер всегда занимает активную гражданскую позицию по разным актуальным вопросам, не прячется за «мнением большинства». Познер задал вопрос: «Может быть, Патриарх Кирилл скажет, оскорбляю ли я его религиозные чувства, утверждая, что бога нет? Может быть, председатель Конституционного суда скажет мне, имею ли я право думать то, что я думаю, и высказывать то, что я высказываю? Может быть, глава государства внесет ясность, не ожидает ли меня суд и, даст бог, извините за каламбур, мягкий приговор?» ИМХО. Приговор Соколовскому показательный, чтобы запугать народонаселение страны, которое и так боится собственной тени. С уважением,
Ирина Алешина 30.05.2017 14:38
+ добавить замечания
Ирина, честно сказать, "буря в стакане" по поводу этого юноши и её подробности меня интересовали менее всего. Гораздо больше меня волнуют воинствующие "холмогоровы", которые гораздо более опасны нежели Познер, обвинённый ревнителем православия и русским националистом Е.Холмогоровым.
Я - часть "народонаселения", но не вижу оснований "бояться собственной тени".
Тут Вы явно преувеличиваете.
С уважением,
Василий Тихоновец 30.05.2017 14:52
Светлана! Это не "буря в стакане" , это прицедент! Теперь в России спокойно можно сажать за не верие и поливать грязью атеистов! Я спокойно отношусь к любой религии пока она не становиться навязчивой. Церкви и иконы для меня это архитектура и живопись.
Никогда не разделял людей на верующих-не верующих.
Атеист может жить по тем же моральным принципам, которые дают и заповеди.
У Василия все по делу.
Но я бы его дополнил кое в чем.
Он не разделяет два понятия - религию и церковь.
Религия - это понятно что.
Церковь - это группа людей, объединение, организация, если хотите, которая является адептом какой то религии, взявшая себе право говорить от имени этой религии. И они делают то, как понимают, что должны. но! это просто люди.
И как результат деятельности этих людей: различные богоугодные заведения, школы, дома призрения, и одновременно сжигание на кострах, крестовые походы, расколы.
Скажете - крайности? Не соглашусь: типичное проявление власти людьми.
Поэтому есть одновременно Кирилл, считающий нормальным жить в роскоши и пользоваться охраной ФСО за госсчет и есть Патриарх себский, который сам себе одежду штопает.
Религия одна и та же, но люди разные.
А кроме того, есть еще и государство, которое вмешивается в дела религии своими законами о вере. Им это нужно в идеологических целях, мы вам - вы нам. "Вся власть от Бога" - это хорошо, должно быть понимание, что нас нельзя трогать, чтобы мы не творили.
Т.е все тоже самое - все тоже использование религии людьми как они считают правильным.
А люди разные..
Или еще пример деятельности РПЦ: все эти святыни в Москве (пояс Богородицы и т.д.)
Вот мнение об этом одного нашего умного священника.
Стоит привети полностью:
----------------------------------------------
«В последние годы принесение мощей стало манифестацией какой-то новой религиозности, если угодно — нецерковного православия. Это звучит парадоксально, но есть довольно большой сегмент православных, которые нечасто ходят в храм, но при этом готовы многие часы стоять к привезенным святыням. Другими словами, православие для них это не столько личная вера, которую проживаешь каждый день, сколько символический жест, который достаточно сделать раз в год или даже раз в несколько лет. По правде говоря, весь этот ажиотаж не имеет прямого отношения к православной вере. Сегодня частицы мощей святителя Николая есть в абсолютном большинстве (если не во всех) московских и петербургских храмов. Православие действительно признает наличие особой благодати в мощах святых. Но действие или «количество» этой благодати не зависит от размера мощей. Напротив, православие осуждает представления о том, что от «количества» благодати может зависеть ее «качество». Такие представления считаются оккультно-магическими или, выражаясь более традиционным языком, языческими. Именно их обслуживает индустрия «гастролей святынь», уводя таким образом людей от православия в дебри суеверий. Более-менее просвещенные православные христиане редко стоят в этих очередях к привозным святыням — а стоят там либо «публичные персонажи» (чисто для пиара), либо носители описанных выше оккультно-магических представлений.
-----------------------------------------------------------------------
А ведь это делает основной адепт - РПЦ.
Ну а каков поп, таков и приход. Как результат - полно считающих себя православными, таковыми не являющиеся. Как тот же Холмогоров скорее всего.
Это мое мнение по теме.
Как результат - полно считающих себя православными, таковыми не являющиеся. Как тот же Холмогоров скорее всего.
Да, Сергей. Я об этом перед статьёй В. Тихоновца сказала: для многих в России вера - это самоцель. Многим показная вера зачем-то нужна, поэтому совершенствоваться в вере они не собираются. А совершенствование подразумевает в т.ч. добрые дела для людей, только тогда вера считается настоящей, или, как говорили русские святые, "живой". Всё остальное - "мёртвая вера" - есть такое понятие в православии (тоже от русских святых).
И ещё, Сергей, хотела бы дополнить. Есть учебник "Социология религии" (М., 2012), который многое объясняет. Весьма интересный учебник. Я, разумеется, не стану утруждать блогеров многими цитатами, но две всё же приведу. В разделе "Религия и общество" указано (я выписала себе в блокнот) : "Кто ищет спасения своей души и других душ, тот ищет его не на пути политики, так как политика связана с насилием". При капитализме в России "политик и бизнесмен могут быть искренне привержены к религии и осуществлять её в частной жизни, но в общественной жизни действовать без всяких ссылок на религиозные ценности или использовать их в качестве риторики, полезной для создания имиджа". Что, собственно говоря, и происходит. Как говорится, комментарии излишни.
Выскажу свою точку зрения относительно Соколовского. Лично мне он не нанёс никаких душевных травм. Тем более, если бы не устроили эту показательную казнь, про Соколовского я наверно так и не узнал бы. Меня в большей степени напрягает другое обстоятельство. Русская православная церковь позиционирует себя как воинствующая. Тогда объясните, почему по Российскому ТВ крутят такие программы как "Битва экстрасенсов" , всяческого рода колдуньи и ведуньи с магическими шарами и картами таро, день и ночь несут какую-то дичь с ТВ экранов , а ведь с точки зрения церкви это абсолютный сатанизм, но церковь это обстоятельство конкретно игнорирует, тем более специально для неё подогнали целую статью в уголовном кодексе. Соколовскому дали 3,5 условки, а ТВ заколачивает бабло. Ну и где здесь правда, а где ложь?
Об этом уже многие говорят: духовные ценности и капитализм в России несовместимы.