Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

В Кировском районе найден загадочный гром-камень

В Кировском районе найден загадочный гром-камень

В Кировском районе обнаружен неизвестный специалистам памятник истории и природы.

Не так давно мы проводили опрос жителей одного из сел близ Кирова. Поводом послужило случайно полученное сообщение о массовых наблюдениях здесь НЛО. Сразу скажу - информация не подтвердилась. Очевидцев аномальных атмосферных явлений здесь даже меньше обычных пяти процентов. Но при общении с «аборигенами» мы никогда не ограничиваемся одной темой – интересуемся местными преданиями, обычаями, просто интересными местами. И первый же респондент сообщил:

- Есть километрах в трех громовой камень. Был раньше одинарный, а сейчас на две части расколот. Давным-давно. Я в детстве еще слышал. Вроде молния в него попала. Будь здоров какой здоровый – ростом с человека! Половина отколота, как будто съехала.

Это уже было интересно – другие камни с аналогичными названиями в Калужской области мне не известны. Белых камней – сколько угодно. Встречаются у нас и в соседних областях синие, красные, конь-камни. А вот чтобы громовой...

Вообще-то известны и такие, причем один из них видел, не подозревая об этом, каждый интеллигентный человек! Об этой истории нельзя не рассказать.

Автор «Медного всадника», известный скульптор Фальконе, с самого начала предполагал использовать в качестве пьедестала природный «дикого вида» монолит, однако найти его в окрестностях Питера оказалось не простой задачей... Были даны объявления в газеты примерно такого содержания: «Академия художеств ищет здоровый камень за вознаграждение». Среди откликнувшихся был и некий крестьянин Семен Вешняков, промышлявший каменотесным делом. Он-то и указал место, где имеется громовой камень или гром-камень. Бытовавшее издавна предание было точно таким, как и под Кировом: в валун ударила молния, расколов его на две части. В истинности его горные инженеры того времени не усомнились. «Произведенная громовым ударом расселина имела направление с севера на юг и была шириной в полтора фута», - отметили они в своем отчете...

Итак, в нашей области имеется «младший брат» части всемирно знаменитой скульптуры – уже маленькое открытие. Однако все может оказаться еще интереснее. На самом ли деле название камня связано с ударом молнии? У человека, мало-мальски знакомого с физикой, сомнения неизбежно возникают: сам по себе гранитный валун ток не проводит и в отличие от высоких деревьев «молнии не притягивает». Да и ударь молния в валун – заряд бы стек по его мокрой поверхности, вот и все (сравните с ударом молнии в автомобиль, что, как известно, для экипажа совершенно безопасно). Можно, конечно, допустить, что в подвергнувшемся удару камне имелась трещинка, заполненная водой, – ее взрывное вскипание и раскололо камень...Но вероятность сего ненамного больше, чем, если вы, выйдя из дома, получите метеоритом по башке. А ведь громовые камни не столь уж и уникальны – да, их меньше, чем конь- или синь-камней, однако на северо-западе России такое имя встречается не слишком редко – «расколотые громом» камни показывают и в Новгородской области, и в Ленинградской, и в Карелии...

Почти везде «громовые камни» - принадлежность в первую очередь бога-громовержца. Наверняка первоначально обожествлять стали метеориты, а позже стали посвящать грозному богу и камни земного происхождения. Хотя, возможно, тоже не первые попавшиеся. Не к таким ли древним святыням относится громовой камень близ Кирова? Чтобы оценить это предположение, выслушаем рассказы о нем других сельчан...

- Да, рассказывали, гремел он в гром, – вспоминает одна бабушка. - Большой камень. Он зарос, в землю ушел. Я сама не видела, но мне рассказывали, что он ушел. Громовой и громовой. Когда гром гремел, и он гремел. А когда грома не было, он не гремел.

Обитатели соседнего дома – бабушка со взрослой дочерью – с этим не согласились:

- Есть у нас очень большой камень, громовой. Он выше человека. Мол, молния в него попала, расколола надвое. Это еще до войны было. Слышно было, как он гремел, если ухо прислонить.

- Как тишина на улице вечером станет, так все время слышно было, как он гремел. В деревне слышно было, – не соглашается с предыдущим мнением молодой мужчина. - Старики так говорили. Я сам не слышал. Сейчас все заросло. Он был здоровый-здоровый. А сейчас он тонет. С каждым годом уходит. Его уже не так видно.

- Когда к нему наклонишься, гул слышался. Может, там вода недалеко текла. Шум тихий слышался, – очередная версия очередной бабульки.

Под занавес услышали и еще один вариант: камень гремел не во время грозы, а перед ней. Предсказывал ее.

Спрашивали мы и об обрядах, связанных с камнем, - известно ведь, что кое-где древние святыни почитали до недавнего времени (еще в XIX веке женщины опахивали тульский конь-камень, дабы вызвать дождь). Увы, - слишком хорошо ни в жизни, ни в науке не бывает: никакого почтения перед гром-камнем никто из собеседников не испытывал. Лишь название низины неподалеку от него - Дарская - наводит на размышления: не от приносимых ли камню даров происходит оно? Может свидетельствовать о том, что местонахождение камня считалось непростым, и существовавший в нескольких километрах небольшой монастырь... Да и трудно сомневаться, что мы имеем дело лишь с отголосками связанных с камнем поверий и легенд. Вполне возможно, что еще недавно они были куда сложнее (кстати, в тульской деревне близ конь-камня про опахивание никто не помнит).

Впрочем, и дошедшие до нас вышеприведенные «осколки» позволяют сделать кое-какие сопоставления. Четко просматривается мотив «слушания говорящего камня», бытующий очень широко. «Слушаху» в XV веке знаменитый синий камень у Плещеева озера, а в Псковской области один из почитаемых камней прямо именуется «камень-ухо» и представляет собой гранитный валун с искусственно пробитой круглой дырой (через нее лазали больные) – сравните с вышеупомянутым будал шуулом. А близ Кандалакши, на священной сопке Волосяной, священных камней-сейдов, коим еще недавно поклонялись лапландцы, более восьмидесяти, при этом многие из них «звенят»...

Но если громовой камень и в самом деле был алтарем в дохристианские времена, какому богу он был посвящен? Его можно назвать, конечно, Перун-громовержец! Об этом писал еще античный историк Плутарх: «Перун иногда почитается в виде упавшего с неба метеорита, который так и назывался «громовой камень» или «перунов камень». Однозначно связывает новгородский громовой камень с Перуном и доктор исторических наук, профессор П.Золин. `...Однако читатели, думаю, уже задаются вопросом: побывали ли мы сами у Громового камня, ведь пока мы анализировали лишь рассказы о нем? Побывали!

Нашу маленькую экспедицию (помимо автора, в ней принимала участие Роза Тенякова) не без уговоров проводил Иван Г. - чуть ли не единственный из сельчан, помнящий к нему путь, за что, конечно, мы очень признательны: идти пришлось несколько километров. О форме и размерах камня дают представление фотографии.

Нам не удалось заметить на камне каких-либо древних рисунков или знаков. Однако это вовсе не означает, что их нет – камень покрыт мхом и действительно изрядно врос в землю. Особенно это относится к меньшей, отколотой, его части (на большей, вертикально стоящей, моховой покров как раз очень небольшой – создается впечатление, что еще лет тридцать назад эту часть камня регулярно очищали). На проведение более или менее серьезной разведки камня и окрестностей потребовалось бы несколько дней, коих у нас не было. Да и заниматься этой работой должны археологи.

Дело осложняется еще и тем, что прямо от камня начинается заросшая лесосека, захламленая, как у нас водится, хворостом и даже целыми стволами. Если и было здесь городище или селище, где жили обслуживавшие камень жрецы, найти его будет весьма сложно.

Впрочем, у меня есть надежда, что нашей разведкой исследования громового камня не закончатся. Но и того, что мы уже узнали, достаточно, чтобы включить громовой камень в число особо охраняемых объектов, хотя бы как памятник природы: большего размера ледниковых валунов у нас, пожалуй, и не найдется, да и этнографическая составляющая налицо.

Впрочем, практически все такого рода памятники у нас охраняются только на бумаге... Именно поэтому я не указываю здесь название ближайшего села, пока еще этот объект не испорчен ни покопами «черных археологов», ни автографами пикничников... И хорошо бы, чтоб это положение сохранилось хотя бы до проведения более полных исследований камня.

Но вот вопрос: а зачем тогда мы вообще про него пишем? Чтобы еще раз показать, сколько у нас совершенно неизвестных интереснейших объектов природы и истории, преданий, поверий и легенд, информация о которых уйдет в ближайшие годы – в ближнем к камню селе из полусотни домов постоянные обитатели остались в пяти-шести... Отложи мы поездку сюда лет на пять – вполне возможно, и вовсе бы о громовом камне не узнали.

Андрей Перепелицын, фото Розы Теняковой, газета «Весть»