Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

С.Е.КОСЕНКОВ. Жизнь и творчество (часть 4)

6

В шестидесятых годах начал участвовать в выставках. В 1963 году впервые - на областной выставке в Калуге. Хотя он представил только одну работу, тем не менее, она была отмечена как одна из лучших и, как ему сказали, отправлена в Москву для участия во Всесоюзной выставке. После этого след ее затерялся.
Часто бывая в Калуге, познакомился с несколькими тамошними художниками. Ходил с ними на этюды. В письме от 17.12.98 г. он пишет мне: «С некоторыми калужскими художниками мне довелось поработать на этюдах еще в 1963 или 1964 годах. Не так далеко от Калуги, в поселке Овчурино. Даже целы два этюда, правда, неоконченные. Из художников запомнил Суетина, он старше меня, Лаврову, Любимова и других.
Овчурино место очень красивое, на берегу Оки. Это бывшее имение князей Полторацких. Огромный парк. У меня было много этюдов тех мест, но куда-то подевались.
Был я и в Тарусе, тоже где-то в шестидесятые годы. Жил в доме отдыха на берегу Оки. Путевки брал за свой счет. Но из тарусских этюдов сохранился только один».
В шестидесятые годы пытался давать уроки рисования способным ребятишкам в Фоминичской школе. Но длилось это недолго. Запретили под предлогом того, что он художник-самоучка и «не владеет методикой».
Он действительно был самоучкой, но есть и другое слово – «самородок», и оно, несомненно, больше подходит, когда мы смотрим на завораживающие пейзажи Степана Косенкова. Но он и самоучка, в хорошем смысле слова, так как практически всему в искусстве научился сам. Он прекрасно знал технологию живописи. У него была приличная библиотека по изобразительному искусству, где он мог узнать некоторые профессиональные секреты. Но главное - Божий дар – талант, а его не заменит никакая «методика». У него не было хорошего учителя по живописи, но еще великий русский художник Илья Ефимович Репин сказал: «Лучший учитель – это натура». Репин закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге, учился у таких великих художников, как Крамской и Чистяков, и после этого говорит о натуре, как о лучшем учителе. Думается, Репин знал, что говорил. И вот у этого учителя, натуры, Косенкову никто не мог помешать учиться, что он и делал в течение пятидесяти пяти лет творческой деятельности. Результатом этой учебы стали более тысячи этюдов, выполненных с натуры, а также огромное количество картин, сколько точно – он и сам не знал, разошедшихся по всему миру.
И еще Репин сказал: « Талант – это 99 процентов труд и один процент Божий дар». И Косенков, «подталкиваемый» талантом, работал, работал и работал.
В сентябре 1964 года в читальном зале районной библиотеки г. Кирова начала работу выставка прикладного искусства, организованная отделом культуры. На этой выставке экспонировались и работы С.Е.Косенкова. П.Васильев в районной газете «Знамя труда» писал в те дни: «Подолгу задерживаются посетители у пейзажей С.Е.Косенкова из села Фоминичи. Художник запечатлел на них красоту родной природы и, надо сказать, сделал это умело. Чувствуется, что автор тонкий лирик.
Природа представлена всеми временами года. Наиболее удалась автору «Зима». Глубокий снег припорошил деревенскую улицу, крыши домов. Деревья в серебристом инее. Тишина, какая бывает после февральской вьюги. Ее чувствуешь, когда смотришь картину. Но это последнее дыхание зимы. Накатанный санный путь, кое-где освободившиеся от снега крыши домов и воздух, тот воздух, который бывает незадолго перед распутицей – синеватый, прогретый солнцем.
В картинах Косенкова удачное сочетание красок, умелый переход тонов. Вот пейзажное полотно «Лето». Окончен трудовой день. Колхозники возвращаются с сенокоса. А вечер такой чудесный. Где-то за лесом уходит за горизонт уставшее за день солнце. Мы видим занявшуюся в полнеба зарю, багровый отблеск на вершинах деревьев.
Есть свои прелести и в пейзаже «Осень»…»
Слава работ Косенкова ширилась. После кировчан его творчество все больше узнавали калужане. В ноябре 1967 года у него дома побывала журналистка В.Евглевская. 24 ноября в областной газете «Знамя» появилась заметка, привожу ее почти полностью, думаю, она этого стоит.
«Как ни странно, но впервые об этом человеке я услышала в квартирах своего города. Не раз так бывало, что придешь по своему журналистскому делу в квартиру инженера, учителя, рабочего – и увидишь на стене знакомый пейзаж или портрет знакомого человека.
--Так это Косенков подарил, -- комментирует хозяин квартиры.
А, будучи в Фоминичах, я видела его работы и в сельсовете, и в правлении колхоза «Коммунар», и в Фоминичской машинно-мелиоративной станции. Но после посещения его маленькой творческой мастерской захотелось читать и перечитывать Есенина. Наверное, сельский художник в душе большой поэт, ведь это у него на полотнах я видела и «снег, словно мед ноздреватый» и как «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», и как «задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона…».
«Вне национальности нет искусства», - сказал Тургенев. Да, искусство хорошо и вполне понятно только на своей почве, только выросшее из самих недр страны.
Вот задняя часть крестьянского рубленого дома. Снег написан так, что хочется подойти и потрогать его, луна разливает мягкий синеватый свет. Морозно. Края избы заиндевели, тут же, во дворе, стожок сена, а за тонкой перекладиной до самого горизонта снег, снег… и тронутые синими прожилками облака.
Или – «Цветет ольха». Розовые тени от восходящего солнца легли на разлившуюся весной реку, застряли в ветвях ольхи.… Стоишь и стоишь у полотна, пленившего твой взор, а отойти невозможно, будто боишься потерять первое неповторимое очарование.
Степан, большеголовый, грузный, тяжело дышит (раны войны дают о себе знать и сейчас), выносит картины из какого-то темного угла, складывает на стол. Их теперь так много, что невольно переводишь вопросительный взгляд с картин на однорукого человека. Босоногая восьмилетняя его дочурка Танюшка осторожно ставит картины на диван, и скоро комната напоминает картинную галерею.
…Глядя на все это, невольно вырываются слова: «Это ж все наше, родное, русское…». И как подтверждение этим мыслям, читаю у И.Е.Репина в его «Далеком-близком»: «…старое искусство не только позабывается, оно даже пересоздается воображением новых людей, приурочивается к современности, как это часто бывает с хорошими доктринами философов и моралистов древности. Это очень хорошо и желательно».
Заметили люди картины Степана. За «Фоминичский лен» он получил диплом 2-й степени, а «Первая стайка грачей» экспонировалась на Всесоюзной выставке в Москве. (Это его второе выступление в столице).
Помню, как председатель Фоминичского сельсовета Егор Яковлевич Сафонов, знавший Степана лет тридцать, говорил мне:
--Это же надо… К 50-летию Октября он каким-то образом сколотил три огромных железных щита, нарисовал на них маслом плакаты и вот – полюбуйтесь.
Три картины, вывешенные в канун праздника на стенах сельского клуба, стоили Степану немало хлопот, но он искренне радуется, видя, как односельчане останавливаются и рассматривают его работу…
Узнав, что Степан Косенков безвозмездно раздаривает людям свои произведения, я не удержалась и спросила его:
--А не жаль?
--Чего же жалеть? – искренне удивился он, - Для людей рисую».
Так писала о С.Е.Косенкове В.Евглевская в 1967 году, а в ноябре 1968 года состоялась очередная выставка в Калуге, в которой принимает участие и художник из Фоминич. В кировской газете «Знамя труда» А.Сергеев рассказывал 16 ноября об этой выставке:
«Накануне 50-летия Ленинского комсомола в Калуге, в Доме политического просвещения обкома КПСС, открылась выставка работ самодеятельных художников области… Выставку с большим интересом осмотрели тысячи жителей областного центра и районов области.
…И тут следует заметить, что многие работы кировчан сделаны на профессиональном уровне, иные вызывают даже восхищение.
…Многие годы отдал живописи С.Е.Косенков из Фоминич… В Калуге находятся две его работы – «Портрет отца» и «Начало марта в лесу». Пристально рассматривая последнюю, словно ощущаешь дыхание весны и невольно переносишься в русский лес, в котором только-только начал понемногу подтаивать снег, над которым прояснилось, наконец, небо, стало голубым-голубым и высоким, без хмурых туч, висящих над верхушками берез. Художником тщательно выписаны все детали: как живые, стоят белоствольные березки, снег – кажется, возьми его и он захрустит в кулаке.
Сейчас, правда, распространено мнение: дело не в деталях, они не новость в искусстве, главное, чтобы было общее представление. И вот, следуя такого рода рассуждениям, некоторые изобразят на холсте такой, скажем, тот же лес, что его недолго спутать с атомным взрывом или еще с чем-то. Но жизнь всегда отсеивает всякую шелуху, оставляет лишь главное. И в живописи всегда будут торжествовать лучшие традиции русских и советских живописцев, на чьих полотнах учились и будут учиться многие поколения художников…».

Комментарии

1
Ваш аватар (условное изображение): 

Александр, нет предела моей благодарности Вам, за память об отце и его творчестве.
Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом!
Желаю крепкого здоровья и успехов в творчестве.
Я постоянно читаю Ваш блог и восторгаюсь вашими картинами.
Отец всегда высоко ценил Вас как друга и одаренного ученика.