Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

ПОЭТ Сергей ШИШКИН

Сергей ШИШКИН. Студенческие годы.
Дом поэта. Теперь заброшен.
Могила поэта.
 Зинаида Гайнутдинова и сестра поэты Зоя Финогеновна у дома Шишкиных.

Представляю статью Зинаиды ГАЙНУТДИНОВОЙ о творчестве поэта Сергея ШИШКИНА. Недавно добрые люди, поклонники его поэзии, установили новый памятник на его могиле на кладбище в Волом. На лицевой стороне памятника большая фотография поэта и годы жизни, на обратной - одно из его стихотворений.

«СЕРДЦЕ ПОЛНОЕ ВЕСНЫ»
ПАМЯТИ ПОЭТА
Сергей Финогенович Шишкин. Поэт. Уроженец земли кировской. Его поэтическая судьба незавидна. Он писал, что называется, в стол. Как вышло так?
Пробовал печататься, но отказывали: «Не формат». И только пять-шесть стихотворений опубликовали районные газеты Кирова и Барятина.
Писал в организацию писателей Калуги А.Н. Авдонину, тогдашнему секретарю, просил дать отзыв на свои стихи. Авдонин ответил:
«Уважаемый Сергей Финогенович!
Стихи я Ваши прочитал. Впечатление, в общем, отрадное. Но я их хочу посмотреть ещё и ещё раз. Попробую кое-что подправить. Убедительно прошу сообщить некоторые данные о себе. Сколько Вам сейчас лет? Кем работаете? Давно ли? Принимаете ли какое участие в общественной жизни?
И ещё. В одном стихотворении есть у Вас такое слово «Облоги». Так называется деревня?» И далее следовала подпись чиновника.
А Шишкин ждал хотя бы краткого отзыва на стихи. В этом заключалась его «большая-большая просьба». Но отзыва так и не последовало. И с той поры (это первая половина 70-х годов) никуда, ни к кому не обращался.
Талант всегда самобытен и очень раним. А такому скромнейшему человеку, каким был Сергей Финогенович, просить за себя было просто непозволительно. Вот и писал стихи, поэмы, басни, прозу для единственного читателя – для себя.
А стихи у него особенные. Шишкинские. Лучезарные. Они не похожи ни на есенинские, ни на рубцовские, ни на чьи-то другие. Он – Шишкин. И только в его стихах «утопает день в лучах», только у него «чащи с хрустами», «зори мглисты» и «петух горланит пьяный от капелей и лучей». Только он, приглашая в гости, дарит вселенную.

Я друзей к себе зову.
Все вы приходите.
Вот под эту синеву,
Вот под этот ситец.

От души, без долгих слов,
Обращусь с приветом.
Угощу я вас селом,
Угощу вас летом!

Поэзия его завораживает. Это не просто стихи – это «хмель слова». Они берут в полон, пьянят, дурманят духмяным ароматом. Шишкинский поэтический мир позволяет обратиться к солнцу: «Крой под бронзу, Ваша милость!»
Его стихи осязаемые и зримые. Легкие и простые. Яркие и сочные. Добрые и мудрые. И очень искринние. И искренность эта от глубокой духовности, от внутренней моральной силы, от широты души и нерастраченности чувств.
В шишкинских стихах мы гуляем по лугу с цветной рубашкой, слушаем «шёпот над ромашкой», окунаемся в «птичий край певучий». Это в его чертогах «полыхает иван-чай, словно кофта красная». Безмерно счастлив поэт, что «эти дали, это небо с детства музыкой звучали». И теперь уже он сам вбирает в себя симфонию жизни. В его симфонии чинно рассаживаются старики на крылечке у соседа и ведут мирную беседу с «философскою начинкой».
Весна – любимое время года. Он носил её в своем сердце. Она искрилась в его глазах. Каждый год он мастерил скворечники и развешивал их на деревьях. И всё для того, чтобы однажды в ранний час «постоять у росных грядок, со скворцами поболтать». И поэзию его можно назвать весенней, чистой, первородной. Если писал о любви – то беспорочной и целомудренной. Если о дружбе – то до предельной черты. Если о гордости – то за мужиков – тружеников, что «украшают Русь». Ну а если о родине – то о Волом, Неручи. Ведь «первый шаг свой по России» где-то здесь он сделал.
Деревню любил самозабвенно. Знал всю крестьянскую работу. Сенокосная пора, когда под ранний птичий благовест зачинают косари ряды, а скошенная трава покорно ложится на землю, отгуляв разноцветьем и облегченно вздыхая, вызывала у него трепетное чувство хозяина, хранителя земли. Волое стало поэтической Меккой Шишкина.
Сергей Финогенович был гордым, был человеком чести. Он так и писал о себе:
И в первом, и в третьем колене
У нас небогатые были.
Дороже предметов и денег
В роду моём совесть ценили.
Чистая совесть – наследство, оставленное ему отцом и дедами. И он был счастлив этим даром и считал себя «многих богаче», пока верен тем заветам.
Праведником (так назвал его один из бывших учеников – Царьков Геннадий Григорьевич) прошел Сергей Финогенович по жизни.
Родился Шишкин 25 ноября 1944 года в селе Волом. Там учился и учил. Там и умер 15 сентября 1980 года.
Раньше в местном воловском клубе был даже стенд, посвященный Шишкину. Сейчас – ни школы, ни клуба, ни памяти.
В этом крохотном явленье жизни
Скольких предали, от скольких отреклись,
Скольких, сотворя угодничества мину,
Мы, Венцы Природы, возвели на гильотину… – размышляю я, думая о Шишкине.
Июль 2015 Зинаида Гайнутдинова