Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

Газета Правда

«Лампочка Ильича» светит

Автор: Николай МУСИЕНКО.

В деревне Кашино, вытянувшейся вдоль автодороги совсем рядом со старинным городом Волоколамском, произошло событие отнюдь не рядовое — после пятнадцатилетнего перерыва вновь стал принимать посетителей Дом-музей В.И. Ленина. Правда, он изменил своё былое название, теперь это музей «Лампочка Ильича». Но, согласитесь, разница невеликая.

ПОРОГ этой большой избы (семь её окон выходят на улицу), где почти сто лет назад кашинцы принимали Владимира Ильича Ленина и Надежду Константиновну Крупскую, я переступил вместе с главой Кашинского сельского поселения А.Е. Флегонтовым. Именно этому человеку, вызвавшемуся быть моим экскурсоводом, музей обязан своим вторым рождением — не один год Александр Евгеньевич добивался передачи мемориального дома в ведение сельской администрации, государственной его регистрации, в условиях почти полного безденежья организовал хотя бы косметический его ремонт, восстановление экспозиции и даже «выбил» ставку музейного работника. И вот теперь, слово за слово, я словно перенёсся в тот далёкий осенний день 14 ноября 1920 года, когда на дороге показалась чёрная легковая машина с брезентовым верхом. «Ленин приехал! Ленин!» — радостно закричали вездесущие крестьянские ребятишки…

…В 1919 году кашинцы, объединившись, создали сельскохозяйственное товарищество «Заря». И тогда же, наряду с привычными крестьянскими делами, приступили к строительству своей электростанции. Каким-то чудом в условиях военной разрухи им удалось добыть динамо-машину, провода, столбы, арматуру, лампочки, топливо, договориться с монтажниками. И вот состоялся пробный пуск электричества! Как вспоминал тогдашний секретарь Волоколамского уездного комитета партии С.С. Круглов, «многие крестьяне, впервые увидев электрический свет, не верили своим глазам. У кого ещё не было лампочек, выбежали на улицу, рассматривали уличные фонари, забегали в освещённые избы к соседям. В каждом доме и на улице только и говорили, что об удобстве, какое принесло электричество в их жизнь...»

На радостях решили пригласить на открытие электростанции Владимира Ильича Ленина, хотя мало кто верил, что руководитель юной Советской страны найдёт время для визита в Кашино. Но иногда случается и невозможное: вот он, Ленин, выходит из запылённой машины, приветливо раскланивается с крестьянами, идёт, окружённый оживлённой толпой, к самой просторной и красивой избе, принадлежавшей тогда семье крестьян Кашкиных.

Когда дорогие гости разместились за праздничным столом, обильно уставленном нехитрой деревенской снедью, крестьяне наперебой стали рассказывать Владимиру Ильичу, как строили электростанцию, какие трудности им пришлось преодолеть. Говорили и о своих нуждах. Ленин их внимательно слушал. Ни один из поставленных крестьянами вопросов не остался без разъяснения.

После обеда Владимир Ильич и Надежда Константиновна возле дома Кашкиных сфотографировались со всем — от мала до велика — населением деревни. Затем в центре Кашина, около столба с электрическим фонарём, состоялся митинг. Когда смолк самодеятельный струнный оркестр, исполнивший с воодушевлением «Интернационал», на сколоченную из досок трибуну вышел Владимир Ильич Ленин. Он рассказал о решающих победах Красной Армии, одержанных на юге страны над ставленником империалистической Антанты генералом Врангелем, о международном положении, о восстановлении промышленности и сельского хозяйства, о значении электрификации для молодой Страны Советов. «Вы видите, — говорил Владимир Ильич, — ваша деревня Кашино пускает электричество, это только одна деревня. Но нам важно, чтобы вся страна была залита светом. Советское правительство разрабатывает сейчас проект электрификации — план ГОЭЛРО. Электричество будет нам обрабатывать и удобрять землю, будет возить нас».

«Слушали мы его, — вспоминали потом кашинцы, — а в душе у каждого будто солнце светило».

В декабре того же, 1920 года, выступая на VIII Всероссийском съезде Советов (именно этот съезд принял план ГОЭЛРО), В.И. Ленин сказал: «Мне пришлось не очень давно быть на одном крестьянском празднике в отдалённой местности Московской губернии, в Волоколамском уезде, где у крестьян имеется электрическое освещение. На улице был устроен митинг, и вот один из крестьян вышел и стал говорить речь, в которой он приветствовал это новое событие в жизни крестьян. Он говорил, что мы, крестьяне, были темны, и вот теперь у нас появился свет, «неестественный свет, который будет освещать нашу крестьянскую темноту». Я лично не удивился этим словам. Конечно, для беспартийной крестьянской массы электрический свет есть свет «неестественный», но для нас неестественно то, что сотни, тысячи лет могли жить крестьяне и рабочие в такой темноте, в нищете, в угнетении у помещиков и капиталистов. Из этой темноты скоро не выскочишь. Но нам надо добиться в настоящий момент, чтобы каждая электрическая станция, построенная нами, превращалась действительно в опору просвещения, чтобы она занималась, так сказать, электрическим образованием масс...»

Кстати, в Кашине сохранилась и та самая электростанция, на открытие которой приезжал Владимир Ильич Ленин. Она, конечно, сейчас бездействует, но в ближайшем будущем её тоже предполагают отремонтировать и открыть для осмотра как музейный экспонат.