Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

У кровати больной экономики

Автор: Роберт НИГМАТУЛИН, действительный член Российской академии наук.

Официальные трибуны всё настойчивее твердят: «Никто и нигде в России не болеет! Все здоровы, всё стабильно! У нас уже рост начался, двинулись вперёд национальные проекты! И денег в стране — сколько хочешь». На этом пункте и задержимся.

В СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ денег кое у кого действительно много. Правда, не у всех. Но в бюджете их столько, что чиновники даже не успевают их тратить, у дельцов от власти и владельцев офшоров их столько, что они даже не знают, где их в России можно применить, и от этого неведения отправляют их за рубеж. Такова ситуация на одном социальном полюсе. Но есть и другой полюс. У простого народа денег всё меньше и меньше, у многих миллионов соотечественников их даже на нищее пропитание не хватает. «Ну что ж, коли у вас такая жизнь — держитесь, учитесь экономить», — советует бедным и нищим правительство. Большинство россиян так и делают: в магазины ходят реже, покупают меньше, лечатся на дому, не прибегая к помощи докторов.

Но когда сопоставляешь два полюса России, то правительственное благодушие вызывает лишь гнев. И диагноз положению в стране складывается совсем иной. Болеет наша экономика, и болеет сильно! Именно так считают авторы только что вышедшей в издательстве «Экономика» монографии «Экономика России: что происходит и что делать». В числе тех, кто написал эту книгу, инженер, изобретатель, серьёзный аналитик экономики М.Д. Абрамов, известный политик Ю.Ю. Болдырев, видный производственник советских времён, занимавший в 1990—1991 годах пост председателя Высшего экономического совета России М.А. Бочаров, известный специалист в сфере финансов и налогов В.А. Кашин, учёный, заслуженный деятель науки РФ В.М. Симчера.

Все сходятся в мнении, что главная проблема нашей экономики в том, что её болезни не излечить, пока власть не признает их существование. А они, эти многочисленные болезни, очевидны. Основных видов промышленной продукции (станков, строительной техники, тканей, обуви и т.д.) у нас производится всего-то от 5% до 15% того, что мы производили 30 лет назад. За эти же годы в РФ закрыто 78 тысяч заводов и фабрик. Число рабочих мест в промышленности только за последние 20 лет сократилось в 3,7 раза. Экспорт у нынешней России преимущественно сырьевой, но и он из-за накликанных на себя санкций за последние годы скукожился едва ли не вдвое. Что касается доли России в мировом производстве наукоёмкой продукции, то она упала до величин, сравнимых со статистической погрешностью. И вообще все наши успехи теперь не выходят за её рамки. Сравнивать их не только с рекордными достижениями Китая, но и со скромными успехами мировой экономики стало стыдно!

Зато неравенство и падение в распределяемых доходах и в накапливаемых имущественных богатствах у нас — наивысшие в мире!

И вот ещё о чём предупреждают нас авторы книги: наша страна нам уже не принадлежит. Титулы собственности на все основные активы России давно уже ушли в иностранные юрисдикции.

«Ну это — простая формальность, — уверяет нас правительство. — За всеми этими иностранными регистрациями на самом деле стоят наши родные, российские граждане».

Но позвольте не поверить. Мы уже сейчас видим, что эти «российские собственники» спешно оформляют себе запасные иностранные паспорта. Пока — запасные. Но ведь достаточно им отказаться от российского гражданства, как эти «запасные» паспорта сразу становятся основными.

«Ну это либо — будет, либо — нет», — успокаивают из «Белого дома», что на Краснопресненской набережной. Но в отличие от чиновников нам придётся уважаемых россиян разочаровать. Ладно, не будем гадать относительно намерений нынешних хозяев российской экономики. Но вот что уже решено и «проштамповано», так это их дети, их наследники. Они уже не являются и не будут впредь гражданами России! Они практически все поголовно учились и учатся за рубежом, у них уже имеется гражданство страны пребывания. У них именно там все связи и все главные жизненные интересы. И с Россией их уже ничто не связывает!

Вот он, первый дефект в нашей экономике, делают вывод авторы книги. Что обсуждать всякие планы и стратегии развития нашей экономики (и главное — с кем?), если реальные хозяева её — далеко от России и давно не живут её интересами.

Второй дефект — даже если признать важность выбора пути развития России для тех, кто сейчас стоит во главе «экономического блока» правительства, то обнаруживается: во всех предлагаемых ими сценариях нет ни слова о том, как мы будем жить без нефтедолларов. Разве они вечны? Между тем были времена, когда наша страна долго жила и успешно развивалась без всяких нефте- и газодолларов. Были также и времена, когда мировые цены на нефть (и газ) резко падали, и они могут вернуться.

А санкции? При худшем варианте может случиться так, что наши нефть и газ станут вообще не нужны нашим традиционным покупателям. И ещё: следует помнить, что наши запасы углеводородов хоть и велики, но совсем не бесконечны. И что мы тогда будем делать, когда их вычерпаем? Конечно, мы знаем, что есть множество стран в мире, которые никакого сырья не экспортируют. Наоборот, они это сырьё покупают в других странах и, тем не менее, в целом живут совсем неплохо. Примеры? Германия, Япония, среди наших соседей — Швеция и Финляндия. И вот совсем свежие примеры: Южная Корея, Китай.

Почему нам про их опыт ничего не говорят? Почему нас убеждают, что без экспорта нефти нам не выжить? В советское время в нашей стране были созданы многие промышленные отрасли, которых в России прежде вообще не было: авиастроение, приборостроение, химическая промышленность, производство современных материалов, сплавов, искусственного каучука, синтетических волокон и т.д. Но после 1991 года мы всё это уничтожили.

А Китай всё это воссоздал, причём практически с нуля. Поэтому Китай от нас ушёл вон туда, за горизонт, а мы минимум тридцать лет всё топчемся на одном месте. Будем мы что-то в этом менять? «Надо!» — говорят нам авторы книги. «И времени у нас на раскачку совсем нет», — добавляют они.

Каков общий вывод? Что делать? Рекомендации и рецепты — в рецензируемой книге.