Эпитафия в мраморе…
Благодаря случаю кировчане получили возможность внести в список первых поэтов Песоченской земли имя российского магната и кавалера императорских орденов Викентия Голынского. Об обстоятельствах этой смелой гипотезы и находке, послужившей основой для неё, мы сумели поговорить с историком Владимиром ХУХАРЕВЫМ.
- Владимир Владимирович, расскажите, как открылось имя первого кировского поэта?
- В июле 2016 года в Кировский историко-краеведческий музей, благодаря Г.В. Кропачеву, поступила беломраморная плита шириной 71 см, в нижней части сохранившаяся на высоту в 46 см, которая несколько десятилетий пылилась близ одного из домов по улице Лермонтова в г. Кирове. На ней слабо просматривались буквы многострочной надписи. С помощью сотрудников Кировского музея нам всё-таки удалось прочитать надпись на ней. К удивлению, это оказались несколько строк стихотворной эпитафии: «…Се слабой жертвы знак, слезами…. От Безутешного на Век Супруга, Лишённого Судьбой Нежнейша Друга». Материал плиты (белый мрамор высокого качества), изящное написание строк и поэтичность самой надписи позволили предположить её связь с часовней, находившейся вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы (осв. в 1768 г.), описание которой известно по воспоминаниям современников. Эту часовню для своей супруги Любови Ивановны Голынской (в девичестве Гончаровой), умершей в 27 лет (24 февраля 1822 г.), устроил горячо любивший её супруг, один из последних владельцев Песоченских заводов и действительный тайный советник Викентий Иванович Голынский (1770-1831 гг).
- Как представитель этого старинного литовского дворянского рода, блестяще образованный человек оказался связан с историей нашего края?
- Очень просто! Благодаря женитьбе. В июле 1806 г. он женился на Любе - молодой красавице-внучке калужского предпринимателя и помещика Афанасия Гончарова. У них было восемь детей. Умерла Любовь Ивановна рано. Из их детей наиболее известна была младшая дочь Эмма (Любовь) Борх (1812-1868 гг.) - петербургская красавица пушкинского времени, пользовавшаяся большим расположением императора Николая I. Голынские были одними из богатейших владельцев Калужского края. Так, Песоченские заводы в 1839 г. были проданы ими секунд-майору Ивану Мальцову за огромную по тем временам сумму в 800.000 руб. Этими историческими сведениями любезно поделился наш замечательный краевед, основатель и руководитель музея А.А. Бауэр.
- Объясните, а как связаны поэзия и «статский генерал» и кавалер Викентий Голынский?
- Связаны они судьбой и творчеством самого Викентия Ивановича, гвардейского офицера, дослужившегося в армии до полковничьего чина, командовавшего Сибирским драгунским полком и награжденного в русско-турецкой войне за отличие при штурме Измаила орденом Св. Георгия (4 ст.), а в гражданской службе дослужившегося до чина II класса и кавалерства орденов св. Анны (1 ст.) и св. Владимира (3 ст.). Имел Голынский и другие таланты. Его перу принадлежит поэма «Великий Ян Собеский» (1806 г.), а до этого ещё была и книга о путешествии по Италии и Германии (1800 г.), поддержка издательских проектов. Кроме того, сам Викентий Иванович с 1820 г. состоял членом Общества поощрения художников, а в декабре 1821 г. стал ещё и членом Вольного Общества любителей российской словесности. Своей горячо любимой супруге Любови Голынской он установил памятник и в Кричевской усадьбе (Могилёвская губерния), родовой вотчине Голынских. Это была беломраморная скульптура плакальщицы с надписью «Любовь Ивановна Голынская, урождённая Гончарова-Мордвинова – мать восьмерых детей» и стихами на французском « Я плачу ночью, Плачу днём, Я сплю И вечно плачу… ». Возможно, похожая скульптура плакальщицы или рельеф с ней были и в с. Песоченский завод. Наш обломок плиты - остатки местной стихотворной эпитафии. А это даёт нам, как и всем кировским поэтам, имя одного из первых, творивших здесь ценителей рифмы – Викентия Голынского и дату 1822 г., которую вполне законно можно отмечать как одну из первых вех поэтической культуры Песоченского края.
Записал Захар ТРУДОВОЙ. «Знамя Труда», 26 августа 2016 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии