Не просто завитушка на дверке - «Калужские Губернские Ведомости» (приложение к газете «Весть») №13 (7821), 30.12.2010
Традиционным видом изделий, выпускавшихся на Песоченском и других металлургических заводах Мальцовского округа на протяжении полутора–двух веков, с середины XVIII в. до 1930-х годов, было печное литье. Ассортимент этого вида был традиционно устойчив и включал в себя несколько десятков изделий – плиты и колосники, дверки и полудверки, вьюшки, заслонки и т.д.
В целях повышения конкурентоспособности печного литья, выпускавшегося также многими другими заводами центра России, усиления эстетической привлекательности изделий во времена Ивана Акимовича Мальцова вводятся художественные элементы дизайна, в том числе и для такого «косного», чисто утилитарного предмета, как печные дверки из чугуна.
Традиция художественного литья из чугуна утилитарных предметов и камерной скульптуры в Мальцовском округе была воспринята под воздействием уральских заводов, в первую очередь Каслинского, не ранее 40-50-х годов прошлого века. Именно в это время на металлургических заводах в Песочне, Людинове, Сукремле, Хотькове стали выпускать украшенные сюжетными и орнаментальными композициями дверки.
Изделия того времени до нас не дошли, самые ранние из сохранившихся в музейных и частных коллекциях предметов относятся к концу XIX – началу XX века. Поэтому говорить приходится только об изделиях этого периода и более позднего времени, помня об устойчивой традиционности в производстве печного и других видов литья.
Итак, украшение поля чугунной дверки различными рельефными изображениями позволяет отнести эти изделия к виду декоративно-прикладного искусства, к созданию которого причастны не только скульптор-модельщик, создающий модель будущего предмета, но и формовщик, и чистильщик. Подготовку модельщиков вели все ремесленные училища, созданные Сергеем Ивановичем Мальцовым в заводских поселках. К концу 1850-х годов относится первое упоминание о лепной мастерской на Песоченском чугуноплавильном заводе, в которой изготавливали с рисунков фигурные формы для отливки предметов.
Как правило, дверки выпускались парными – большая и поддувальная, или полудверка. По типу они делились на герметические (с наружным засовом – коромыслом) и простые (внутренняя щеколда закрывалась и открывалась снаружи ручкой–вертушкой).
Подтипами простой дверки был комплект из большой и поддувальной дверок в одной рамке. Каталог печного литья свидетельствует, что именно эти изделия несут наибольшую декоративно-художественную нагрузку в виде орнамента и сюжетных сценок. Вот названия сюжетов некоторых таких дверок: «Охотник на охоте», «Пастораль», «Всадник с нагайкой», «Ездок на ослике», «Схватка львов», «В кузнице», «Катание на санках», «Античная квадрига» и ряд других жанровых сценок. При минимуме художественных средств достигается значительный эстетический результат: дверки с сюжетными композициями хочется рассматривать и любоваться ими как настоящими произведениями искусства. Забывается даже, что перед нами массивная утилитарная вещь – чугунная дверь для печи.
Исключительный декоративный эффект достигается использованием различных типов орнамента – растительного и геометрического. Сочетание разнообразных орнаментальных форм – розеток и линий, веток и цветов, шнуровых и простых линеек и кантов, гроздьев и листков деревьев создает удивительное впечатление. Ну и, несомненно, этот эффект усиливается при сочетании жанровых сюжетов с орнаментальными элементами, а также в композициях типа «натюрморт». Например, в «Военном натюрморте», где композиция состоит из перекрещивающихся ружья и сабли в ножнах и наложенных на них кирасы и подсумка. Все эти элементы объединяют растительный («лавровый») венок по окружности натюрморта и изощренно извивающаяся лента. Композиция обрамлена по периметру дверки орнаментальным фризом, включающим четыре различных декоративных элемента.
Оригинальна дверка с натюрмортной композицией «Виноградная лоза»: из античной вазы в центре, стоящей на архитектурном сооружении, символизирующем усадебный пилон, в обе стороны вьется длинная лоза, причудливыми изгибами занимающая боковое пространство композиции. Весь сюжет заключен в две рамки: линейную и орнаментированную в виде двойной широкой сплетенной ленты.
К печному литью относятся и каминные решетки (вернее будет сказать, чугунные камины в сборе), напоминающие раннесредневековую резьбу по камню Владимиро-Суздальской земли. Утонченное и изящное ажурное литье, состоящее из многих десятков декоративных элементов – от простейших геометрических до сложных фигур (голова льва, грифом, амур и др.), создает представление о чем-то легком, невесомом. На самом деле впечатление это обманчивое – каждый камин в зависимости от типа весит от трех до семи пудов.
В начале XX века акционерное общество мальцовских заводов стало производить несколько типов отопительных приборов – печи «Метеор», колонки простые и двойного действия, декоративные печи из радиаторов «Альфа» с подогревательным шкафом и некоторые другие, в оформлении которых использовались художественные элементы, позволяющие их также причислить к произведениям прикладного искусства.
В советское время в связи с перепрофилированием бывших мальцовских металлургических заводов на выпуск санитарно-технической продукции печное литье постепенно сошло на нет. Радует, что в последние годы под воздействием рыночного спроса ЗАО «Кировская керамика» (бывший Песоченский, позже Кировский чугунолитейный завод) начинает заниматься производством художественного литья (камины, намогильные памятники и т.д.).
Хочется надеяться, что возрожденная на Кировском и ряде других заводов бывшего Мальцовского округа традиция художественного литья не прервется, а, наоборот, будет развиваться и дальше.
Андрей БАУЭР. г. Киров.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии