Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

При живых родителях остаться сиротой - газета «Весть» №425-428

pesochnya.ru

Усиленно собирая граблями осенний сухостой, я почувствовала, что за моей спиной кто-то стоит. Оглянулась и вижу: топчется девчушка лет четырех. Гостья представилась, звали ее Таней. Оказалось, она часто приходит в мой неогороженный и занятый строительством двор, чтобы поиграть в наваленной куче песка. Вот и сейчас пришла лепить куличики, а тут неожиданно хозяева приехали. Как стало ясно потом, малышка, бегающая по улице под порывами прохладного ветра в одной футболке, моя соседка. Живет с бабушкой, занятой хозяйством и другими домашними делами, отец в Москве ищет лучшей доли, мать тоже двинулась в столицу на заработки, к тому же попивает горькую, даже когда изредка наведывает дочку.

Мы сразу подружились. Одевшись потеплее, вместе начали возиться с уборкой дворового мусора. Ребенок старательно таскал сухие ветки в костер, выбирая ношу посолиднее. Шагая впереди с грузом, маленькая помощница постоянно спрашивала, будем ли играть и во что. Тут же, не оборачиваясь, четырехлетняя труженица предлагала на выбор множество игр. В тот день нам довелось и поработать, и песочных пирогов напечь, и детвору воображаемую ими накормить.

Эта встреча потом долго не выходила из моей головы. Сколько же таких Танечек и Ванечек сиротами при живых-то отцах и матерях растут? Ответ на этот далеко не риторический вопрос вскоре предстояло получить. Меня пригласили в рейд члены комиссии по делам несовершеннолетних и отдела опеки и попечительства Кировской районной администрации. Пока добирались до первого адресата, ими были названы вполне конкретные цифры, хотя, конечно, не отражающие полного масштаба человеческих трагедий.

- В нашем районе, - рассказала Диана Мартынова, ответственный секретарь комиссии, - официально состоят на профилактическом учете 58 неблагополучных семей. Причина – алкоголизм родителей, нежелание работать, содержать и воспитывать своих детей. Все они находятся под контролем. Их навещают инспекторы и специалисты, совершая плановые выезды или получив сигнал от неравнодушных и бдительных людей. Бывает, на один адрес приходится выезжать ежедневно.

Приехали. Улица Жмакина. Шлакоблочная двух-этажка. Поднимаемся на второй этаж. Звоним. Открывается дверь в некогда благоустроенную двухкомнатную квартиру. Сегодня здесь нет электричества. Оно отрезано за неуплату. Кругом на полу видна многослойная грязь, разбросаны кучи нестираных и источающих неприятный запах вещей. Обои на стенах ободраны. На кухне в раковине горы немытой посуды. В стоящей на газовой плите кастрюле остатки макарон, давно прокисших и основательно покрытых зеленой плесенью. Проходя в ванную комнату, не знающую чистки, наступаем в фекалии животных, которых очень любит хозяйка всей описанной выше домашней обстановки. Кстати, вот и она, собственной персоной. Женщина сверкает обильным макияжем и ярко накрашенными длиннющими и ухоженными ногтями. Раскрашенная дама, несмотря на полдень, дефилирует перед нами в нижнем белье. К ней жмутся нежеланные «подарки» случайных сожителей – мальчик шести лет и трехлетняя девочка. Ребятишки неумыты, всклочены, практически не одеты и со вчерашнего вечера не кормлены. Выясняется, брат с сестрой не появляются в детском саду. Круглосуточно наблюдают, как их любимая мамочка на детские пособия и зарплату (выше прожиточного минимума) прожигает молодость в пьяном угаре и объятиях чужих мужчин.

Гражданке, забывшей про свои материнские чувства и родительские обязанности, предложили отправить детей в реабилитационный центр, где обеспечено шестиразовое питание, медицинская помощь и дошкольная подготовка. Но родительница, гневно жестикулируя руками, наотрез отказалась отдавать дорогих чад в «бездушные лапы» государства. Заявила, пустив слезу: «О кровиночках сама позаботиться могу, и получше некоторых. Чего жить мешаете?» Согласитесь, в подобные заявления верится с трудом.

Обследование материально-бытовых условий, сопровождаемое хозяйскими стенаниями и всхлипываниями детворы, закончилось. Каков итог? Составлено письменное объяснение по поводу происходящего со слов одинокой матери и оформлен официальный акт, зафиксировавший реальное положение дел. Мамаше дан трехдневный срок, чтобы навести порядок в доме, приобрести продукты питания и организовать посещение детьми дошкольного учреждения. На основании административного протокола ее поведение будет рассмотрено на комиссии. «Одумайся! – кричала ей каждая строчка, выведенная на протокольной бумаге. - Одумайся, и тогда, возможно, удастся приостановить процедуру лишения родительских прав». Услышит ли? Хочется надеяться, ведь надежда, даже в погибающей семье, умирает последней.

Едем дальше. Местные жители сообщили, что на улице Болдина, возле барака, разгуливает мальчишка, одетый не по погоде, а из барачных застенков раздается душераздирающий крик младенца. Приехали на место. Открылась в точности описанная картина, усугубленная куда более серьезными обстоятельствами. Один ребенок копошился в уличном мусоре, другой спал на полу, третий (тому всего лишь несколько месяцев от роду), измазанный испражнениями, лежал на собачьей подстилке вместо люльки, четвертый пускал кораблики в тазу с темной жижей, в ней плавали спички и окурки.

Из остолбенения непрошеных гостей вывел громогласный рев. Внуков соизволила навестить бабушка, находящаяся в состоянии алкогольного опьянения. На вид старушке можно было дать лет семьдесят, хотя паспортные данные указывали на пятьдесят. Явилась та в обнимку с «бой-френдом», имеющим инвалидность на основании психоневрологического заболевания. Заплетающимся языком она рассказала, что 24-летняя мать четырех сыновей уже месяц живет с любовником. «Демографию подняла, надо и личную жизнь устраивать», - оправдала отсутствие дочери заступница.

- Слишком хорошо знакомо нам ваше счастье, – перебили пьяную тираду опустившейся на социальное дно женщины защитницы прав ребенка. - Пьянкам, гулянкам конца и края не видно. Бабуля, будучи молодой, тоже на учете стояла. Судьбу несчастной повторила ее родная кровь и плоть. Проживала семья сначала в микрорайоне Жилино. Но дом сгорел. Взамен многодетной маме выделили это жилое помещение. Сюда мы с коллегами наведываемся часто, и результаты не меняются.

Поменялись… Буквально через неделю узнаю новость. Приняв очередной вызов, команда экстренного реагирования ни маленьких, ни взрослых жильцов в бараке не обнаружила. Искали беглецов недолго. Прячась от постоянных проверок, они вернулись на пепелище. Исчерпав всевозможные человеческие доводы и меры административного воздействия на деградировавшие личности, инспекторы экстренно изъяли детей. Мальчиков, не разлучая, передали приемным родителям.

* * *

…Синеглазка Танюша с русой косичкой вприпрыжку подлетела к машине:

- Тетенька приехала! Давай играть!

- Что ж, поиграем! Тебе, заводиле, и выбирать игру.

- В дочки-матери хочу. Чур я не дочка!

- Хорошо. А скажи, Танюша, ты будешь хорошей мамой?

Оксана БАРКОВА, газета «Весть» №425-428 (6756-6759)