Дело дедушек и бабушек пока еще живёт - «Калужские Губернские Ведомости» (приложение к газете «Весть») №7 (7828)
Человек быстро привыкает к благам цивилизации. Сегодня уже сложно представить, как десять лет назад многие из нас обходились без сотовых телефонов и не испытывали при этом особых проблем.
С другой стороны, на фоне всего этого торжества науки так иногда хочется укутаться в лоскутное одеяло, опустив ножки на пёстрый вязаный коврик, и похлебать расписанной под хохлому деревянной ложкой томлёных щец из глиняного горшочка. Как ни крути, а мода на уютные эксклюзивные вещи ручного производства, вероятно, не пройдёт никогда. Другое дело, что профессионалов, которые занимаются изготовлением национальных предметов обихода и соблюдают все правила изначально сложившегося технологического процесса, остается всё меньше и меньше. Возможно, лет через …дцать дымковские игрушки и шадринские прошвы (кружева) можно будет купить лишь в антикварном магазине.
Пока же следы народных промыслов и ремёсел ещё живы. И я, учащийся Большежелтоуховской школы, нашёл их в деревнях Малые Желтоухи и Малая Песочня. Вместе с руководителем Еленой Николаевной Родиной и одноклассниками мне удалось провести познавательное исследование.
Рукоделие
- Деревенские женщины занимались раньше в основном рукоделием, - рассказывает жительница Малой Песочни Антонина Тимофеевна Аниканова, 1939 года рождения. В каждом доме стояла прялка. Умение прясть было обязательным.
Были и ткацкие станки. Для работы необходим шестиугольный каркас, по всему периметру которого на расстоянии 1 см друг от друга прибиваются мелкие гвоздики. Шерстяная нить протягивается, крепясь за эти гвоздики, по всей площади каркаса. Потом нитью другого цвета нити основы связываются узелками. По окончании работы узелки разрезают. В итоге получаются довольно симпатичные коврики. Работа эта очень тонкая, кропотливая.
- Кроме того, каждая молодая девушка должна была уметь шить и вышивать, - добавляет Антонина Тимофеевна.
Распространены были различные виды вышивки. Счетная выполняется на хлопчатобумажной или льняной ткани. Используются такие приемы, как роспись, счетная гладь, набор, крест. Преобладают геометрические мотивы, рядом с которыми встречаются изображения птиц, древа жизни. Вышивали на концах полотенец, женской и мужской одежды. По колориту преобладает красный цвет.
Строчная вышивка выполняется по сетке, образованной за счёт выдёргивания определённого количества нитей ткани по основе и утку. Орнаментация решается в белом цвете.
Лучшей вышивальщицей в маложелтоуховском и малопесоченском округах считалась Антонина Тимофеевна.
- Раньше вышивала, чтобы заработать на жизнь. Бывало, вышью одно полотенце на заказ, а другое - мне за работу. Иногда расплачивались деньгами, иной раз – продуктами. На селе-то жить было тяжело, - вспоминает она.
У Антонины Тимофеевны сохранились покрывала, накидки на подушки, накомодники, постельное бельё с вышивкой в виде букетов и цветочных гирлянд. Но и сейчас пожилая женщина не сидит без дела. Вышивает и вяжет.
Лозоплетение
Ремесло изготовления плетёных из лозы посуды (корзины, вазы), мебели (столы, стулья, сундуки) и других изделий называется лозоплетением. Один из мастеров этого направления Николай Иванович Лампетов – житель Малой Песочни. Он недавно умер, но сохранился его рассказ:
«Пока работал в совхозе, времени особо на то, чтобы мастерить, не было. А после ухода на пенсию лозоплетение стало составлять самую доходную часть семейного бюджета. Плёл корзины, иногда сундуки.
Научился этому ремеслу в детстве от отца. Заготавливается лоза круглый год. Она растёт по берегам речки Песочни. Летом ее ошкуряют прямо на берегу, пользуясь тупым ножом. Зимой перед ошкуриванием заготовки следует согреть. Ошкуренные прутья расщепляются на три части. Затем в ход идет особый нож – стругач, позволяющий довести лозу до определенной толщины. Дальше используется определенная колодка, придающая форму будущему изделию. Заготовки намачиваются, раскладываются по колодке, и начинается процесс плетения. Прутьями оплетают в шахматном порядке, плотно прижимая к основе».
Плетение лаптей
Наши предки обувались в лапти – «лыченицы», «лычаки», «лычные сапоги» - причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из бересты и даже из кожаных ремешков. По словам Нины Петровны Маркиной, проживающей в Малых Желтоухах, лапти плели из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты.
Плетеная обувь в зависимости от материала называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники... Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, сделанные из мочала.
Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).
Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считались высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.
- Целыми днями плели, а потом продавали на базаре, – говорит Нина Петровна. - На выручку покупали сахар, муку, другие продукты. Я научилась семейному ремеслу, наблюдая за старшими. Сейчас уже не занимаюсь плетением. Глаза и руки уже не те.
Но несколько пар лаптей, изготовленных ею, хранятся в школьном музее.
Истинное искусство
Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении и не забывал о красоте. Из самых простых материалов – дерева, камня, глины, ниток, домотканых холстов – создавались истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Секреты мастерства передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Очень важно сохранить историческую память о народных умельцах, чтобы и будущие поколения смогли прикоснуться к родникам народной культуры.
Никита МИТРОФАНОВ.
Кировский район.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии