Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

В кировском музее работает сектантская библиотека

Николай Рерих

В историко-краеведческом музее с января нынешнего года работает библиотека, подаренная международной ассоциацией «Мир через культуру». Любопытно, что Кирове работает отделение этой организации, и ее члены - также активные участники литературного объединения «Ритм», заседающего в том же музее.

Что же за общество подарило библиотеку Кирову?

Стоит знать, что «Мир через культуру» - прежде всего общество по изучению наследия Николая Рериха. На сайте ассоциации звучит довольно странноватый девиз: «Удивительное путешествие с целью изучения Основ Космической Жизни и Законов КОСМОСА, для беспредельного расширения своего Сознания… »

Фактически это секта, положившая в основу тексты Н.Рериха и Е.Блаватской, продвигающая курсы по так называемой «Теософии и Живой Этике» (Агни Йога). Один из самых значительных художников XX века Николай Рерих увлекался мистикой и спиритизмом. На спиритических сеансах с подскакивающим столом Рерихи вызывали «души умерших людей». Затем Рерих начал сотрудничество с коммунистами, и в Китае и Монголии безуспешно пытался поднять революцию. Во время пребывания в Америке стал масоном.

По данным кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ движение последователей Рерихов относится к новым религиозным движениям. Живая Этика, или Агни Йога — синкретическое религиозно-философское учение, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока.

Неудивительно, что основная масса книг рериховской библиотеки в Кирове - прежде всего религиозные труды этой секты.

Вот, например, выдержка из основополагающего труда для этой ассоциации «Грани Агни Йоги»: «Сколь же зоркой, сколь напряженной, сколь неусыпной должна быть охрана и сколь непрерывен дозор. Ведь даже во сне изощряется тьма, чтобы подбросить свои мохнатые шарики. Светлый Агни охраняет от вторжения тьмы, но - когда он горит. Поддержание в сердце Огня - обязанность духа».

Следует ли беспокоиться о том, что в единственном музее Кирова обосновалась сектантская библиотека? Вряд ли - в конце концов, в Москве и других городах мира существуют музеи Рериха, а многочисленные (нередко враждующие между собой) рериховские общества распространены в мире.

Однако знать о специфике этой библиотеки все-таки стоит.

Сергей Селиверстов, Городской сайт Кирова

Комментарии

14
Ваш аватар (условное изображение): 

Добрый вечер дорогие друзья !

Добрый вечер уважаемый Сергей , автор вышеизложенного текста .

Всегда читаю Ваши СООБЩЕНИЯ с особым удовольствием , они нам ветеранам
напоминают прошлое , как у дедов наших - от " СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО ",
что вырабатывает особый уровень доверия к Вашей информации .

Но сегодня - разочарован .

Либо Вы действительно не стояли в музее у этого прекрасно и очень
системно , оформленого библиотечного стенда , либо от Вашего имени
кому то очень хочеться насолить директору музея , человеку достаточно
грамотному и образованному , к тому же заслуженному - хорошо знающему ,
ЧТО - МОЖНО ДЕЛАТЬ в его работе , а ЧТО - НЕЛЬЗЯ !

Я бы сам написал бы на эту тему что нибудь , но командировочная жизнь
не позволяет это сделать .

И ещё - я уже давно исповедую , как человек верующий только в свои
способности , один принцып :
" ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ - УВИДЕТЬ , ЧЕМ СЕМЬ РАЗ - УСЛЫШАТЬ ".

Ну - за ПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ , ПРОИСХОДЯЩИХ ВОКРУГ НАС , ПРОЦЕССОВ !!!!

Ваш аватар (условное изображение): 

Странное чувство удивления и разочарования появилось после прочтения этой статьи. На сегодняшний день защищено уже более сотни диссертаций на тему рериховского философского наследия. Ежегодно проводятся международные научные конференции. В России существует несколько музеев Н.К. Рериха. И тут такой непрофессионализм... Что ж. Будем работать над ошибками. По-видимому, автор взял часть своих утверждений из Википедии, где собрана клевета на Рерихов. Посмотрим, что говорят ученые:

Фатхитдинова Яна Юрьевна. Новейшая история Рериховского движения в России.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история. Автореферат Диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук, Уфа – 2009.

«… Публицистические работы, посвящённые Рерихам, с самого начала в некоторой своей части носили клеветнический характер. Ещё в 20–30 гг. ХХ века, когда только появилась Живая Этика, монархисты из стана русской эмиграции, Харбинские фашисты, церковники и американские политики боролись против идей Рерихов. Отголоском ситуации начала ХХ в. стало её повторение в начале ХХ в., но уже в России..."

Ваш аватар (условное изображение): 

Любые утверждения относительно предполагаемой принадлежности Рерихов к масонству, совершенно бездоказательны. Документальных свидетельств о том, что Н.К. Рерих был масоном, не существует. Подобная недостоверная информация распространялась на уровне слухов. Утверждения о принадлежности к масонству отрицались как со стороны самих Рерихов, так и людьми хорошо их знавшими и сотрудничавшими с ними. Так Е.И.Рерих писала: «Конечно, со всею честностью Н.К. может сказать, что он никогда ни в масонских ложах, ни в других подобных организациях членом не состоял и не состоит. Много чего ему приписывается, и многие стараются хотя бы как-нибудь прикрепить его имя к своей организации. Мы знаем, как статьи и письма Н.К. подделывались и искажались до неузнаваемости» (Е.И.Рерих – Г.Г.Шкляверу. 2 января 1935 г. // Елена Ивановна Рерих. Письма. Том III (1935) – М.: Международный Центр Рерихов, 2001. С.12.).

Ваш аватар (условное изображение): 

Причастность к мистике отрицалась со стороны Н.К. Рериха. Сам Н.К.Рерих написал по этому поводу статью «Мистицизм», в которой очень четко и ясно выразил свою позицию: «В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди так стараются. Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова – мистицизм. Уж очень оно мне напоминает английское мист – то есть туман. Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе».
П.Ф.Беликов и В.П.Князева в книге «Николай Константинович Рерих» (серия «Жизнь замечательных людей») отмечают: «Николай Константинович [Рерих] считал вполне закономерными вопросы о бессмертии человека, о его скрытых психических силах, о космической эволюции человечества. Но, обращаясь к таким проблемам, он апеллировал именно к науке, а не к мистике. Можно сказать, что Рерих не считал зазорным задавать вопросы, свойственные самому заядлому мистику, но соглашался получать на них ответы только как реально мыслящий ученый. В области интересовавших его мало исследованных явлений человеческой психики Рерих обращался за разъяснениями к известному психиатру профессору В.М.Бехтереву».
Эти же мысли подчеркивались и людьми, сотрудничающими с Н.К.Рерихом. Так искусствовед Михаил Бабенчиков в 1926 году утверждал: «Не называйте Рериха мистиком, не возводите хулу на знание, недоступное вам».
Что касается спиритических явлений, то их исследованиями занимались такие известные ученые, как Александр Бутлеров, Дмитрий Менделеев, Мария Склодовская-Кюри и многие другие. Как отмечает П.Ф. Беликов, биограф Н.К. Рериха: «Судя по упоминаниям в дневниках Рериха имен Новикова, Аксакова, Даля, Бутлерова и Блаватской в связи с их интересами к «потустороннему», его занимала история проникновения в Россию оккультных учений. Он не скрывал также, что неоднократно посещал спиритические сеансы петербургских «духовидцев». Однако Рериха от проводимых спиритических сеансов оттолкнуло понимание возможных пагубных последствий для их участников, и он выступал с резкой критикой сторонников медиумизма и столоверчения» .
По поводу приписываемой Рерихам взаимосвязи между спиритизмом и их философским наследием П.Ф.Беликов и В.П.Князева пишут следующее: «Рассматривая воздействие Востока на мировоззрение Николая Константиновича, в том числе и влияние некоторых идеалистических установок индийской философии, мы, безусловно, имеем право проводить параллели между его взглядами и взглядами Толстого, Вивекананды, Тагора, Ганди. Но выводить мировоззрение Рериха из мутного источника оккультно-спиритических «откровений», – значит клеветать на художника и ученого, который принадлежал к передовой науке и прогрессивному гуманистическому искусству своего времени».
Е.И.Рерих отрицательно относилась к спиритизму и медиумизму и всегда предупреждала своих корреспондентов об опасности этих явлений и увлечения ими: «…ничто так не пагубно, как именно спиритизм, проникающий в массы». «Ваша главная задача – удержать людей от вреда насильственно развиваемого психизма по рецептам, щедро раздаваемым всякими псевдооккультными книжками, и от страшного вреда спиритизма» .
Н.В. Башкова в своей диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук «Проблема преображения человека в философии русского космизма (В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э. Циолковский» (Белгород, 2004) отмечает: «Вместе с тем, как философия Учения Жизни [Живая Этика], так и Циолковский (тем более это относится к Вернадскому как ученому), призывали своих последователей «совершенно отрешиться от всего неясного вроде оккультизма, спиритизма, темных философий». Хотя в традициях Учения [Живой Этики]используются понятия оккультизма, но одной из главных целей его создателей было развенчание ложных достижений спиритических практик и подчеркивание опасности невежественного вторжения в неисследованные области психики и мира».

Ваш аватар (условное изображение): 

Автор упоминает академию Госслужбы при Президенте. Вот что говорит сам Президент о Рерихах:

В.В.Путин: «Во-первых, мы сразу должны вспомнить известного и в России, и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но тем не менее, духовной близости наших народов».

Из интервью Президента РФ В.В.Путина индийским средствам массовой информации и российскому телеканалу РТР перед государственным визитом в Индию в 2000 году.

«Особо хотел бы отметить вклад художника и всей семьи Рерихов в сближении наших народов».

Речь Президента Российской Федерации В.В.Путина в Парламенте Республики Индии 4 октября 2000 года

«А для россиян Карнатака – это и место особого притяжения, ведь здесь более 40 лет жил и работал Святослав Николаевич Рерих, духовное и творческое наследие которого одинаково дорого и России, и Индии».

Приветствие к жителям штата Карнатака от Президента РФ В.В.Путина, во время его
государственного визита в Индию, 4 декабря 2004 г.

Ваш аватар (условное изображение): 

Опровержение будет?

Этот вопрос меня интересует больше всего.
По поводу революции в Монголии и Китае, которую якобы пытался поднять Рерих - это, простите, уже не фантазии. Просится более сильное выражение.
Меня очень интересует вот еще что. Почему редакция сайта допускает такое разрушительное отношении к отечественнной культуре, которое продемонстрировал автор статьи? Что это? Ваш историко-краеведческий музей кто-то "заказал"? Или данная статья - результат полной некомпетентности автора? Зайдите на сайт Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (Москва) и вы найдете там всю необходжимую информацию.

Ваш аватар (условное изображение): 

Уважаемый Сергей!

Вы не очень внимательно смогли прочитать мою статью. Вы цитируете Путина про "известного художника Николая Рериха", а могли бы процитировать мою статью, где говорится об "одном из самых значительных художников XX века Николае Рерихе".

Но ведь в музее открыта не выставка картин Рериха, к сожалению? Открыта библиотека.

А вот идейно-эзотерическое наследство художника Рериха более чем сомнительно. Отвергавший православие (при этом, как многие шарлатаны-провидцы, прикрываясь именем Христа) и настаивавший на неком провидении Рамакришны ("Я учу вас сложности простого учения Рамакришны. Мы все вместе творим Волю Творца." - Агни-Йога, 1.052).

Так что не путайте холодное с соленым.

В Москве, и не только в Москве открыты музеи Рериха (об этом тоже есть в статье). Но они - художественные музеи. Там висят его картины, съездите, посмотрите своими глазами.

Спорить о том, был ли Рерих большевистским шпионом и масоном, не имеет смысла - к делу не относится.

Безусловно, можно открыть любую библиотеку в Кирове - потомственной знахарки из Курощупово или секты седьмого сна Сальвадора Дали.

Только к культуре это не имеет никакого отношения. Это следствие активной пропаганды сектантских организаций разного религиозного толка. Их много, увы. Возможно, и вы подпали под влияние одной из них.

Но, пожалуйста, не называйте это культурой. У сект совершенно другие цели и задачи.

Ваш аватар (условное изображение): 

Доброй ночи дорогие друзья !

Доброй ночи уважаемый Сергей Скородумов !

Впервые , за уже более двухлетнее существование нашего САЙТА , получил
огромное удовольствие от прочитанного на обозначенную в обсуждаемой
статье тему .

Обстоятельно , доходчиво , грамотно , убедительно и поучительно .

К великому сожалению наступили времена , когда настоящие знания никому
не нужны . А зачем ? А кому ?

" Иванам не помнящим родства " , тем для кого - " Пророков нет в Отечестве
своём " и так далее .

Побольше бы умных головушек на нашем САЙТЕ .

Так , что , как говорят : " Утешили старика и на том спасибо !"

(Я думаю , что и директор нашего музея , сказал бы тоже самое : " Большое СПАСИБО ! ")

Ну - за УМНЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ !!!!

Ваш аватар (условное изображение): 

Духовный авторитет рериховцев Е.П.Блаватская писала: «Наша цель не в том, чтобы восстановить индуизм, а в том, чтобы смести христианство с лица земли» («Pall Mall Gasette», 26 апреля 1884).

Ваш аватар (условное изображение): 

Twin Peaks!
Признайтесь честно! Вы ведь не видели эту газету: «Pall Mall Gasette», 26 апреля 1884? И цитату переписали из какой-нибудь церковной книжечки. А я эту газету видел. Нет там ничего подобного тому, что Вы процитировали:

Вот что на самом деле писала Елена Петровна Блаватская в своих письмах:

«Вы не найдете в этой книге [«Разоблаченная Изида»] ни одного слова против Русской Православной Церкви. Вы спросите, почему? Потому, что Ваша церковь –самая чистая и самая истинная <...> В русской Православной Церкви прочно заложено зерно Божественной Истины, только оно зарыто у самого основания; его нельзя найти на поверхности…».

«Вы не совсем правы, друг мой, когда говорите, что на Христа я только «смотрю», а сердце мое принадлежит Будде. Я смотрю прямо глаза Христа, также как и в глаза Гаутамы Будды. То, что один из них жил 25 столетий назад, а другой 19, не имеет никакого значения. В обоих я вижу все тот же Божественный Дух, недоступный обычным чувствам, но ясно ощущаемый мной.

Я не люблю, в отличие от догматиков, навязывать кому-либо, а в особенности Вам, свои идеи. Но если Вы великодушно позволите мне открыть перед Вами свою душу, я открою ее до конца, как я должна буду сделать перед самим Христом и Буддой, когда с помощью духовного развития и дел, а не слов, встречу их однажды в лучшем мире…»

«…Для меня догм христианства, буддизма и брахманизма просто не существует. Ни Христос, ни Будда, ни Кришна индусов никогда не проповедовали ни одной догмы <…>, кроме одной величайшей истины: «Возлюби «Бога» своего боле себя и «брата своего как самого себя». (Извините за изменения, которые я допустила в тексте.)…

« …я выступаю не против Христа или Будды, а против изобретенных людьми догматов. Буддизм учит, что Царство Божие и Нирвану можно заслужить делами, а не пустыми словами. Он учит, что между судом Будущего и Неизвестным Богом нет другого посредника, кроме наших собственных поступков. Христос для нас, Будда – для буддистов, но оба они учили слепых видеть истину, однако апостолы Христа и Будды исказили многое из того, что говорили их учителя, причем одни сделали это из-за своей духовной и физической слабости, а другие, например, папство, из-за своей злой воли и эгоистических амбиций…».

[Нью-Йорк], 28 октября 1877 г.

Отлично сказано! Готов подписаться под каждым словом!

Кстати, в Днепропетровске (Украина) работает государственный Музейный Центр Е.П.Блаватской и ее семьи. Ежегодно Центр проводит научные конференции и Чтения.

Ваш аватар (условное изображение): 

Ну да, совместить несовместимое. У Христианства и у Буддизма общее только то, что две религии не признают реакарнацию. А дальше цели разные, Будда желает избавить людей от жизни, Христос - от смерти.

Ваш аватар (условное изображение): 

Сергей!

Зачем Вы взялись писать статью на тему, в которой вообще не разбираетесь? Почему Вы ее подаете с точки зрения церковников, когда существует ВАК, который принимает диссертации на Рериховскую тему (в том числе, по Живой Этике)? Ежегодно проводятся научные конференции, посвященные наследию Рерихов, в том числе и философскому.
С чего это Вы взяли, что Рерих отверг Правоcлавие? А его картины, посвященные православным святым? Конечно, Рерих воспринимал Православную культуру намного шире, чем многие современные православные «новобранцы». Вырванные из контекста цитаты, которые Вы приводите, не могут служить доказательством Ваших тезисов.
В Музеях Рерихов занимаются изучением не только картин художника, но и его философского наследия. Съездите и посмотрите!
Вот это Ваше утверждение мне особенно понравилось: «Спорить о том, был ли Рерих большевистским шпионом и масоном, не имеет смысла - к делу не относится». А зачем тогда Вы пишете об этом в своей статье? Мне это напоминает 37-й год прошлого века, когда любого человека можно было бездоказательно обвинить в шпионаже в пользу сразу нескольких стран.
Вернемся к библиотеке в кировском музее.
В этом году вышла книга «Библиотечно-библиографическая классификация», выпуск 5 (Издательство «Пашков дом», Москва). Эта книга подготовлена Российской государственной библиотекой, Российской национальной библиотекой и Библиотекой Российской академии наук.

На странице 238 читаем.
87. 3(2)61-688 Космизм. В.И. Вернадский, Н.К. и Е.И Рерихи, А.Л. Чижевский и др.
На странице 236 указано:
87.3 (2) 522-684 Теософия. Е.П. Блаватская и др.
Пояснения приведены на странице 226.
87.3(2) означает Философия в России.

Таким образом, в вашем историко-краеведческом музее представлена выставка философской литературы. Так ее классифицируют современные ученые-библиографы. Это совершенно официальная научная классификация, как бы вам ни хотелось доказать обратное.
Добавлю, что выставки картин Рериха и конференции, ему посвященные, открывают известные ученые и представители Индийского посольства.
Сергей! Я считаю, что Вы оскорбили директора вашего музея. Если основное правило врача: «Не навреди!», то основной девиз журналиста: «Не наври!». Вы это правило нарушили и, как порядочный человек, должны принести здесь, на сайте извинения директору музея.

Ваш аватар (условное изображение): 

Аргументов вы не слышите.

Вам отвечают про секту, вы говорите о философии.

Конечно, любая религиозная доктрина (в данном случае - вид экуменизма) является философской позицией. И смело может проходить по этому разряду. Там же, кстати, и прочие экуменические объединения - нью-эйдж, бахаизм, секта преподобного Муна и т.д.)

Духовная же библиотека включает всю возможную духовную литературу, а не отобранную невесть какими сектантами. Вы понимаете разницу?

Спасибо, что вы процитировали, как именно "широко" ваша секта толкует христианство (заодно и буддизм) - оказывается, "апостолы Христа и Будды исказили многое из того, что говорили их учителя". Можно привести цитаты и похлеще.

Так что, извините, я в теме.

Вести пропаганду вашей секты вы можете, это ваше право. Но и я оставляю за собой право называть вещи своими именами.

Ваш аватар (условное изображение): 

Уважаемый Митридат!
Огромное спасибо за поддержку! У Н.К. Рериха есть замечательная статья "Тихие погромы", посвященная непрофессионализму в культуре.
Когда я увидел "Тихий погром" на этом сайте, не смог промолчать ....

Еще об этом