Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

Владыка Максимилиан: «Вологжане навсегда остались в моем сердце»

Владыка Максимилиан: «Вологжане навсегда остались в моем сердце»

В рабочем кабинете архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана стоят фотографии с видами Вологды, а в шкафу пакет с логотипом «Северстали». Три года назад, после 20 лет руководства Вологодской епархией, он уехал в Калужскую область к новому месту службы. Но в речи владыки Максимилиана нет-нет да промелькнет знакомое оканье. Он дал интервью вологодской областной газете «Красный Север».

- Владыка, Песоченская епархия меньше Вологодской?

- Да, и существенно. Эта епархия - новая, образованная три с половиной года назад. Здесь 35 приходов при 20 священниках. Центром является калужский город Киров, где проживают 30 тысяч человек. До 1936 года он именовался Песочней, отсюда и название епархии. Сейчас на территории Кирова строится новый храм, а в близлежащем Мосальском районе ведется восстановление Свято-Успенского Ферапонтова монастыря. На калужской земле, как и на Вологодчине, живут хорошие и душевные люди, встретили здесь меня замечательно, митрополит Климент и местные власти всячески поддерживают. Год назад епархиальное управление переехало в новое двухэтажное здание, которое первоначально использовалось одной из федеральных структур. Вопрос с нашим переездом решался на самом высоком уровне - калужский губернатор выходил на Германа Грефа, а по церковной линии митрополит Калужский и Боровский Климент общался по этому поводу с Патриархом Кириллом.

- Покинув Вологду, вы ведь в ней так ни разу больше и не были?

- Не был, так как не хочется бередить себе душу. Не стану скрывать - отъезд из Вологодской епархии мне дался очень тяжело. Но Бог есть и в Вологде, и в Калуге, и в Кирове. Тем более что связей с областью я не теряю: в Вологде, Череповце и других городах у меня по-прежнему много друзей. Звонят, иногда приезжают, новостями делятся. Говорят, что в финансовом плане Вологодчине сейчас приходится непросто. Но с Божьей помощью, думаю, все наладится. И в области, и в стране. Но для этого надо больше не о деньгах думать, а о жизни людей, об их нравственности, о борьбе с дурными привычками и слабостями.

Так считают и многие думающие светские люди, например, академик Никита Николаевич Моисеев. Специально его слова записал: «Нельзя математически решить проблемы социально-политического развития страны… Смысл жизни мы часто подменяем смыслом труда. Но надо не только экономику налаживать, надо решать задачу улучшения жизни народа. Экономический эффект тогда придет сам собой». Кстати, знаете, откуда я взял эту цитату?

- Наверное, из экономической книги?

- Нет, это из газеты «Красный Север» за 7 апреля 2005 года, 15-я страница. В вашей газете много всего интересного печаталось, не зря она стала для меня своеобразным другом на долгие годы. В 1993-м, когда я только приехал в Вологодскую епархию, первыми журналистами, с кем довелось пообщаться, стали Наталия Серова и Андрей Сальников из «Красного Севера». Потом мы с редакцией договорились, что станем совместно выпускать православную страницу в газете. Очень часто приходилось встречаться с бывшим редактором «КС» Евгением Некрасовым - только самые хорошие воспоминания о нем сохранились, а потом мы стали плотно с Андреем Сальниковым работать. Он и в «Красном Севере» православную страницу вел, и нашу епархиальную газету «Благовестник» помогал выпускать.

- Многие помнят вас не только как архиепископа Вологодского и Велико-устюжского, но и как талантливого фото­художника, пейзажные и портретные снимки которого регулярно появлялись на страницах как «КС», так и выходящего одно время «при газете» литературного журнала «Лад». Особенно запомнилась подборка ваших фотографий с зубрами, запечатленными на севере Усть-Кубинского района.

- А мне самому из опубликованных в газете больше всего другая фотография нравится - портрет Василия Белова. Василий Иванович не очень любил фотографироваться и часто на снимках «зажатым» получался. А тут, во время нашей беседы, когда я на кнопку затвора нажимал, он увлекся немного и остался самим собой. Поэтому фотография получилась естественной, передающей характер Белова. Добавлю, что опубликованные на страницах «Красного Севера» материалы о православии я собственноручно ножницами выстригал из газетных листов и собирал в отдельные папки для архива епархиального управления. Надеюсь, они все еще там и хранятся. Подлинники же всех своих фотографий я перед отъездом передал на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь, предварительно рассортировав снимки по тематическим альбомам.

- Нескромный вопрос - а гонорары за газетные публикации и фотографии вы получали?

- Не помню такого, но я не в обиде. Все-таки в первую очередь я архиерей, а уже потом фотограф-любитель. К слову, мои фотографии печатались и в других областных газетах. Ведь был период, когда в Вологде выходили и «Русский Север», и «Губернские новости». Но так получилось, что именно с «Красным Севером» мы всегда сотрудничали более плотно и плодотворно. Я ведь вашу газету узнал задолго до того, как приехал управлять епархией.

- Интересно, как?

- Первый раз я оказался на вологодской земле еще студентом духовной семинарии - очень уж хотелось Ферапонтов монастырь посмотреть. Добрались - а внутри храмового комплекса строительные леса, реконструкция идет, а по этим самым лесам мужчина колоритный ходит с женой и детьми, что-то на древних стенах рассматривает. Познакомились. Оказалось, что это писатель и публицист Роберт Балакшин. Ну а потом я почти каждое лето в Ферапонтово приезжал, с людьми общался и газету «Красный Север» тоже видел.

- В вашем рабочем кабинете стоят фотографии с видами Вологды, в шкафу - бумажный пакет с логотипом «Северстали», да и в речи нет-нет да знакомое «оканье» промелькнет. Получается, не отпускает вас никак Вологодчина?

- Не отпускает. Все-таки более 20 лет я там провел, прикипел к ней душой. Так что и область, и люди, что в ней живут, навсегда теперь останутся в моем сердце.

Архиепископ Максимилиан (Лазаренко) родился в 1950 году в городе Фрунзе. После окончания механического техникума работал в подмосковном конструкторском бюро экспериментального машиностроения, проходил срочную службу в ракетных войсках и был демобилизован в звании старшего сержанта. В 1976-м с отличием окончил Центральный институт физической культуры. После окончания срока отработки поступил в Московскую духовную семинарию, а затем и в духовную академию. В феврале 1993 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Вологодским и Великоустюжским. С мая 2014-го назначен управлять Песоченской епархией, входящей в состав Калужской митрополии.

Еще об этом