Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

Отец космонавтики Александр Шаргей погиб под Кировом? - Марк Лабок, 06.01.2011

Опубликовано 06.01.2011 на сайте «Память сердца», автор Марк ЛАБОК

Юбилею космической эры посвящается

АЛЕКСАНДР ШАРГЕЙ – ОТЕЦ КОСМОНАВТИКИ

(Из цикла "Космос - без секретов")

Имя этого ученого-самоучки сегодня знает весь мир и называет его отцом космонавтики. Но сам он о своей знаменитости так и не узнал, также как и Россия знает только, когда он родился, а как и где закончил свою жизнь доподлинно ей неизвестно.

Александр Шаргей

16 июля 1969 года в Америке с мыса Канаверал в космос ушел корабль “Аполлон-11”. Весь мир, затаив дыхание, следил за тем, как человек впервые ступил на поверхность Луны... Вернувшись на Землю, астронавты НАСА рассказали, что в основу лунного проекта легла дерзновенная идея русского инженера Юрия Кондратюка. Проект так и назвали «Трасса Кондратюка».

Мы привыкли считать пионерами освоения межпланетного пространства Циолковского и Королева, хотя во всем мире родоначальником космической эры по праву называют Юрия Кондратюка, то есть АЛЕКСАНДРА ШАРГЕЯ.

Его именем увековечен кратер на Луне и малая планета Солнечной системы. На мысе Канаверал американцы установили ему памятник, а в России в его честь переименовывают улицы и создают музеи. Легендарный астронавт Нейл Армстронг увозил с собой, как святыню, горсть земли из Новосибирска, где жил и работал инженер-самородок.

Об основателе новой эры, человеке с необычной судьбой и двойной жизнью, АЛЕКСАНДРЕ ШАРГЕЕ я и хочу рассказать в канун юбилея космической эры (с небольшими личными впечатлениями и фактами).

Почти 50 лет назад, 12 апреля 1961 года, я вместе с ликующими ленинградцами находился на переполненной людьми Дворцовой площади. Такое стихийное столпотворение вызвало сообщение ТАСС о том, что ЧЕЛОВЕК в КОСМОСЕ! Известие буквально ошеломило всех и вызвало эффект разорвавшейся бомбы! В жизни народа подобное было только в Победном мае 1945 года. Но тогда Победу все ждали со дня на день и, когда объявили о капитуляции фашистской Германии, ожидание вылилось во всеобщий восторг и радость!

А вот полета человека в космос и ждали, и не ждали - в него верили, и на то были основания, подтвержденные запуском на орбиту Земли собачек Белки и Стрелки, которые, благополучно перенеся невесомость, возвратились обратно. Но это были животные, а полета человека ждали совсем иначе, понимая, что всё не так просто. Его предвкушали, но всем казалось, что произойдет это года через два-три. И вдруг - сообщение ТАСС, которое моментально вызвало победный восторг! Его, как всегда, прочитал главный диктор страны - Юрий Левитан. До сих пор в ушах стоит неповторимый голос:

«Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза. Сегодня, 12 апреля 1961 года, в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич…».

В то время я работал в институте проектирования городов «Ленгипрогор», который размещался на углу Невского проспекта и улицы Гоголя (сейчас Малая Морская). Услышав потрясающую новость, с объятиями и поцелуями, все сотрудники института прекратили работу и высыпали на Невский, где уже было полно народа. С Невского отправились на Дворцовую площадь, куда стекалась со всех сторон масса людей. Что там творилось! Незнакомые люди обнимали друг друга, целовались, не стесняясь, выражали неподдельную радость, у многих были цветы, самодельные транспаранты: «Ура! Космос наш! Мы первые!». Говорили, что в Одессе на афишах, приглашавших 14 апреля на лекцию «Когда человек полетит в космос», 12 апреля кто-то написал: «Уже! Ура! Гагарин!».

Сбылась самая сокровенная мечта человечества во все времена – обрести крылья, покорить пространство и время, раздвинуть познания и проникнуть в тайны Вселенной! С полетом ЮРИЯ ГАГАРИНА мечта стала реальностью! Так началась КОСМИЧЕСКАЯ ЭРА!

Более 10 лет местком Ленгипрогора возглавлял мой институтский друг Сергей Гульницкий, начальник отдела районных планировок (ОРП). Я был бессменным председателем культмассовой комиссии, а у меня, в свою очередь, был работоспособный актив из культоргов подразделений института. Особо выделялась своей активной деятельностью культорг ОРП Надежда Шаргей. Муж Надежды Дмитрий Шаргей перешел к нам на работу из Плановой комиссии Ленгорисполкома, где он трудился ведущим экономистом. На той же должности он работал и у нас в институте в отделе ОРП у Сергея Гульницкого. Жена Дмитрия Надежда одной из первых в институте организовала автобусную поездку для своего отдела в Усть-Нарву, которая впоследствии на протяжении многих лет была у нас очень популярна во всех подразделениях.

Но первая поездка была только для сотрудников ОРП, к которым примкнул и я. В программу поездки входили экскурсия по Нарве, ночлег в гостинице “Нарва”(1-й день), поездка в Усть-Нарву (2-ой день) с экскурсией по городку и посещением лагеря ЦК ВЛКСМ Эстонии, где была уникальная возможность попариться в сауне с купанием в бассейне на открытом воздухе и заездом в закрытый посёлок Салломяе, куда группа приезжала исключительно для того, чтобы купить заграничные товары. Конечно, такие поездки очень сближали людей.

Во время длинной поездки Дима Шаргей (для сотрудников – Дмитрий Михайлович) поделился со мной своей тайной. Оказывается, Дима – единственный племянник Александра Шаргея, который прожил свою жизнь не под своим именем, а под псевдонимом Кондратюк Юрий Васильевич. Когда я поинтересовался, кто такой Ю.В.Кондратюк, Дима ответил, что это - ученый, который рассчитал Лунную трассу для полета на Луну. Она так и осталась в истории «трассой Кондратюка» – так её назвали американцы, первыми достигшие Луны. Дядя же Дмитрия погиб во время ВОВ, и вдруг, спустя столько лет после победы, к Диме приходили домой из КГБ и интересовались, что знают в семье о судьбе дяди.

Это было в 1972 году. И с того времени все космические известия стали для меня особо близки. А когда в 90-е годы стали приоткрываться многие космические тайны, Дима Шаргей заявил, что постарается сделать всё возможное, чтобы вернуть собственное имя своему дяде Александру Шаргею. И это ему удалось! Сегодня все знают, что Александр Шаргей и Юрий Кондратюк – один и тот же человек, в любой энциклопедии или справочнике обе фамилии стоят рядом. Но первую справку о Юрии Васильевиче Кондратюке опубликовал его единственный племянник - Дмитрий Михайлович Шаргей. Вот она:

КОНДРАТЮК ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ родился 13 августа 1900 года в городе Луцке Волынской губернии, а 1 августа 1921 года, будучи студентом Киевского университета, скончался от туберкулёза легких. Его родной брат ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ КОНДРАТЮК преподавал в одной из из киевских школ и по просьбе мачехи Александра, Елены Петровны Гиберман, передал документы умершего брата Александру Игнатьевичу Шаргею, который дальше и жил по этим документам. В 1977 году Нина Игнатьевна Шаргей дала письменные показания Специальной комиссии об обстоятельствах смены имени и фамилии её сводным братом Александром Игнатьевичем Шаргеем.

"НЕ КОНДРАТЮК, А ШАРГЕЙ! (Пора вернуть настоящее имя автору «Лунной трассы»)", – так называлась одна из многочисленных публикаций Дмитрия Шаргея, когда он боролся за восстановление подлинного имени своего дяди, одного из основоположников космонавтики.

АЛЕКСАНДР ИГНАТЬЕВИЧ ШАРГЕЙ родился 21 июня 1897 года (по новому стилю) в Полтаве. Генеалогическое древо ученого само по себе представляет немалый интерес. Предок Александра по материнской линии – тот самый генерал Шлиппенбах, участник Полтавской битвы ( Помните у А.С.Пушкина в поэме «Полтава»: «...уходит Розен сквозь теснины, сдается пылкий Шлиппенбах»). Петр I обласкал пленного генерала, даровал ему титул российского дворянина и немалое число крепостных. Потомки генерала Шлиппенбаха служили российской короне.

Мать будущей знаменитости, Людмила Львовна (в девичестве Шлиппенбах), как дочь дворянина, получила блестящее домашнее образование, преподавала французский язык и географию в Киево-Печерской женской школе. Отец Александра - Игнатий Бенедиктович Шаргей - из семьи бердичевских евреев. Фамилия Шаргей – имеет на иврите синоним Меер, что означает “светоч”. Игнатий был “вечным студентом”, учился в Киевском и Петербургском университетах, в Германии в Высшей школе технических наук г. Дормштадта.

Поженились родители А.Шаргея в 1896 году, но вскоре разошлись, и воспитанием ребёнка занимались бабушка и дедушка – Елена Кирилловна Шаргей (во девичестве Розенфельд) и её второй муж – земский врач Аким Никитич Даценко. Они очень хотели вырастить своего внука образованным, научили его немецкому языку, началам арифметики и естествознания, а потом определили 13-летнего Сашу в третий класс 2-ой Полтавской мужской гимназии с уклоном на изучение точных наук.

В 1910 году друг за другом умерли родители, и мальчик остался со второй женой отца – Еленой Петровной Гиберман и маленькой сводной сестричкой Ниной. Именно эти женщины впоследствии сыграли решающую роль в его судьбе – первая спасла ему жизнь, достав документы на имя Юрия Кондратюка, вторая раскрыла эту тайну, вернув настоящее имя. А жизнь продолжалась. Вскоре мачеха с дочкой уехали в Петербург, а Саша захотел остаться в семье у бабушки.

Александр Шаргей

В гимназии, где учился мальчик, сразу заметили удивительную склонность ребёнка к учёбе и стали усиленно обучать его физике, химии, общим основам техники и высшей математики, в области которой он уже выполнил ряд собственных разработок. Его основными увлечениями в школьные годы были две проблемы: пробивка глубокой шахты для исследования недр Земли и полёт за её пределы. Но первую тему Саша быстро забросил, так как нужны были непосильные опыты, но оставались тайные, невозможные полеты. И этой поистине заманчивой сферой науки Александр всё больше и больше увлекался. Мог ли тогда юный Шаргей подозревать, что детское увлечение сделает его знаменитым на весь мир, откроет пути в космос, продвинет мировую науку на следующую ступень бесконечной лестницы познаний. И уж, конечно, не предполагал, сколько ему предстоит перенести в его грядущей двойной жизни.

В 1916 году, окончив гимназию с серебряной медалью, А.Шаргей поступил на механическое отделение Петербургского Политехнического института им. Петра Великого. Именно Санкт-Петербург стал родиной выдающегося открытия прошлого столетия, позволившего в сравнительно короткие сроки совершить полёт космического корабля на Луну, и автором его был 19-летний Александр Шаргей, проживавший тогда на Васильевском острове в доме 31/33 на 14 линии.

В 1997 году, в год 100-летия Шаргея, на фасаде этого дома была установлена мемориальная доска со схемой полёта космического корабля «Аполлон» на Луну. Текст на доске гласил: «В 1916-1917 годах в этом доме жил теоретик и один из основоположников космонавтики Александр Игнатьевич Шаргей (Ю.В.Кондратюк), сделавший здесь своё главное открытие - расчёт оптимальной трассы полета ракеты на Луну». Во время митинга по поводу открытия доски фамилия Кондратюк в скобках вызвала весьма неоднозначную реакцию. Действительно, почему российские власти, отвечающие за культурное развитие общества, упорно умалчивают, что Александр Шаргей – один из авторов проекта полёта на Луну – уже многие годы документально признан не Юрием Кондратюком?

А вот почему: жизнь далеко отодвинула реализацию многих открытий молодого учёного. Шёл 1917 год. Назревал революционный переворот. Студента Александра Шаргея призывают в армию. До отправки на фронт будущий офицер заканчивает краткосрочные курсы прапорщиков при юнкерском училище. Во время учёбы, вечерами и в дни увольнений, он пишет давно задуманную рукопись, ставшую впоследствии основой его знаменитой книги «Завоевание межпланетных пространств».

После окончания курсов Александр около года служит на юге. В это время царская армия по существу распускается, и он едет на Украину, где живёт у близких ему людей. Работает разнорабочим на железной дороге, а затем на маслобойке и мельнице. Тогда же заканчивает свою вторую рукопись под названием «Тем, кто будет читать, чтобы строить». А на Украине неспокойно. Начались облавы. Ищут бывших офицеров. Без документов и определенной работы Шаргей принимает наиболее правильное решение – сменить фамилию. Возможность представилась. У Владимира Кондратюка, который преподавал в одной из киевских школ, где училась сводная сестра Александра Нина, от туберкулёза легких умер брат Юрий. Елена Петровна Гиберман уговорила Владимира передать документы покойного брата Александру. Эту тайну, кроме самого Александра, знали только несколько человек и хранили долгие годы. И лишь на смертном одре мама рассказала обо всём Нине, которая в 1977 году дала письменные показания об обстоятельствах изменения имени и фамилии её сводного брата.

Смена фамилии вынужденно отторгает Александра от родных и близких людей, заставляет скрывать прошлое и волноваться, что в любой момент тебя могут арестовать... Начинаются скитания по России. Одновременно учёный плодотворно работает над третьей рукописью, названной позже «О межпланетных путешествиях». В 1925 году Александр её заканчивает и отправляет в «Главнауку». Вслед едет туда сам. Пытается устроиться на работу и «продвинуть» издание рукописи. Однако без имени и связей, а тем более образования, Шаргей ничего добиться не может. Зато через Всесоюзное общество «Хлебопродукт» получает назначение на Северный Кавказ. Это уже победа! Теперь он может легально работать и продолжать свой научный труд, что и делает. В то же самое время из Москвы неожиданно приходит положительный отзыв на последнюю рукопись, который придает ему силы, и у Александра возникают планы издания целой книги.

Александр Шаргей

В 1927 году Юрий Кондратюк, т.е. Шаргей, переезжает в Западную Сибирь, оттуда - на Алтай. Работает на строительстве и механизации элеваторов и зерноскладов. Ведёт большую переписку с видными учёными, включая Циолковского. Как раз в это время выходит его книга «Завоевание межпланетных пространств». И тут же по ложному обвинению во вредительстве он попадает под суд. Одним из пунктов обвинения было то, что Александр построил в Новосибирске без чертежей и без единого гвоздя знаменитый элеватор «Мастодонт» на 10 тысяч тонн зерна. Однако арест был заменён на ссылку в КБ ОГПУ. Не отбыв срока, он принимает участие в конкурсе на строительство в Крыму мощной ветровой электростанции. По результатам этого конкурса распоряжением самого Серго Орджоникидзе переводится в Москву, и там его приглашают на работу к будущему генеральному конструктору космических кораблей Сергею Королеву. Было собеседование. Однако Кондратюк, т.е. Шаргей, отказывается от столь желаемого раньше, но недоступного теперь, предложения. Это решение он принял, когда увидел вопросы анкеты, которую должен был заполнить...

Война застала учёного в Московском народном ополчении, а затем - в действующих войсках. В конце февраля 1942 года информация о «рядовом взвода связи» Ю.В Кондратюке прекращается... И до настоящего времени нет документального подтверждения о его дальнейшей судьбе. На сегодняшний день известны два официальных места захоронения (?!) учёного, конечно, без учёта фактической могилы настоящего Кондратюка, умершего еще в 1921 году. Первое «захоронение» находится в городе Кирове Калужской области. Там считается, что в братской могиле находится прах Юрия Кондратюка, погибшего 3 октября 1941 года... Второе «захоронение» отмечается на Кривцовском мемориале Орловской области, где среди 11 тысяч погибших там бойцов шестым по списку числится Юрий Васильевич Кондратюк – рядовой взвода связи, погибший 22 февраля... 1942 года. Но в полученном в 1993 году извещении Минобороны, где указан тот же Кривцовский плацдарм, день гибели стоит другой – между 23-м и 25-м февраля того же 1942 года. И ещё существенная приписка, что «место захоронения не указано».

Одним словом, нет документального подтверждения, что случилось с учёным после зимы 1942 года. Вместе с тем, разработки Шаргея-Кондратюка в стране успешно реализуются. Уже в 1947 году переиздается его книга «Завоевание межпланетных пространств», а через три года С.П.Королёв запрашивает из архивов неизданную еще рукопись Кондратюка «Тем, кто будет читать, чтобы строить». Безусловно, ведомству Королёва стало ясно, что книга и рукопись принадлежат перу одного автора – Александра Шаргея. Ведь запрашиваемая рукопись написана учёным еще в 1919 году, когда он жил под своей фамилией.

Был ещё один случай, когда удалось выяснить подлинное авторство работ Александра Шаргея. Это произошло в начале 60-х годов после публикации «Новосибирского апокрифа» Александра Чижевского. Он тогда обвинял Кондратюка в плагиате. Была довольно шумная дискуссия. Оказалось, что в одном был прав А.Чижевский – книгу, действительно, написал не Кондратюк, как утверждал Чижевский. Её автором был Александр Игнатьевич Шаргей. Тогда специально приглашённые эксперты сверяли почерки фигурантов, проводили сравнение их фотографий и многое другое. Но даже убедившись, что истинным автором работ оказался А.Шаргей, «команду» восстановить настоящую фамилию учёного-самородка власти страны тогда не дали.

Прошло несколько лет после запроса рукописи Шаргея ведомством С.П.Королёва, и весь мир отметил торжество советской космической техники – запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли и, наконец, в 1961 году апрельский полёт первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина, начавшего отсчёт КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Естественно, во всех этих достижениях были использованы разработки Александра Шаргея, которого администраторы от науки продолжали считать «киевским студентом»... Многое было предложено гениальным учёным, который в то время мог быть так просто забыт у себя народине...

Александр Шаргей
Даже сейчас, когда мы стоим на пороге 50-летия Космической эры, средства массовой информации, говоря о достижениях российской космонавтики, весьма редко упоминают фамилию Александра Игнатьевича Шаргея – автора большого числа идей и открытий. Причём, значительная часть из них до настоящего времени далеко не реализована...

Заканчивая очередную статью из цикла “Космос без секретов” я хочу сказать: имя Александра Шаргея надо знать! Шаргей-Кондратюк – это не "партия и Ленин - близнецы-братья", а один человек – ШАРГЕЙ! И это не секрет! То, что служит всему человечеству, ЗАБЫТО БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!

Марк ЛАБОК

Еще об этом