Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

Стал край партизанским

pesochnya.com

После освобождения Кирова 11 января 1942 г. в нем был организован центр армейской разведки. 330-я стрелковая дивизия остро нуждалась в разведчиках. Их брали в основном из военно-обязанных жителей города, которые хорошо знали местность. Им удавалось сравнительно просто проходить в районы, контролируемые врагом, так как немцы зимой располагались только в населенных пунктах. А наши разведчики в метель и непогоду через лесные массивы пробирались довольно далеко.

Каждый день разведотдел отправлял в тыл врага по нескольку человек. Они постоянно курсировали по тылам врага вплоть до Рославля и Вязьмы. Благодаря этому практически ежедневно разведотдел принимал своих агентов со сведениями о противнике.

История сохранила имена замечательных разведчиков-кировчан. А самым выдающимся из них был 17-летний паренек Антон Шелаев, будущий Герой Советского Союза. Обладая далеко не детской волей, проницательностью, умом, отличной памятью, хладнокровием, рассудительностью и умением владеть собой, он исходил сотни километров, проникая в расположение немецких частей, выклянчивая милостыню у солдат и офицеров, останавливаясь на ночлег в полицейских участках. Маленький, худощавый, на вид не старше 12-14 лет, в коротеньком пальтишке и стоптанных валенках, он ни у кого не вызывал подозрения. Безотказно работала его легенда: разыскивает родных. Сведения, добываемые А.Шелаевым, всегда были точными, подробными и своевременными.

20 января 1942 г. в Киров прибыл партизанский обоз из Бежицкого партизанского отряда. С ним были комиссар отряда П.Рыжков и старший лейтенант Г.Орлов из развед-отдела штаба Западного фронта, еще ранее заброшенный в тыл врага. Партизаны привезли «языка», образцы и чистые бланки немецких документов, печати, хорошую разведсводку и большой мешок советских денег (около полумиллиона) и облигаций госзаймов для сдачи в фонд танкового соединения «Партизан».

Партизан снабдили трофейным оружием, боеприпасами, медикаментами, продуктами и отправили обратно. Вместе с ними для установления живой связи с партизанскими группами пошел в тыл врага майор М.Чазов. 28 января он провел в Ивоте (Брянская область) совещание командиров ряда отрядов, на котором поставил задачу привлечь в партизанские отряды местное население и вывести в советский тыл окруженцев.

26 февраля через линию фронта были направлены представители военного совета 10-й армии М.Чазов и М.Зиненков, которые, установив связь со всеми партизанскими отрядами и военными группами, провели громадную работу по объединению мелких отрядов и групп. В тылу врага теперь действовало 17 отрядов общей численностью до полутора тысяч человек. К середине марта в полосе 10-й армии не было ни одного населенного пункта, где бы не присутствовали партизаны.

Чтобы возглавить партизанское движение, повысить боеспособность отрядов и активизировать борьбу с противником в координации с частями 10-й армии, в тыл врага 24 апреля была направлена группа офицеров-разведчиков: А.Галюга, М.Зиненков, И.Корчма и И.Корбут. С ними пошли несколько разведчиков - комсомольцев Кировского района, которые были хорошими проводниками в тыл врага.

7 мая офицеры-разведчики на совещании в Бытоши всех партизанских отрядов и групп наметили план действий, по которому провели совместную операцию по очистке ряда населенных пунктов от немцев на территории Рогнединского (Брянская область) и Куйбышевского (Калужская область) районов. С 8 по 14 мая было освобождено 93 населенных пункта не только на восточном, но и на западном берегу Десны.

В считанные дни все действовавшие здесь партизанские отряды и группы были объединены в 3-ю стрелковую партизанскую дивизию, в марте 1943 года переименованную в Рогнединскую партизанскую бригаду. В ней было семь батальонов, смешанные артиллерийские и минометные батареи и взводы разведки. Пять батальонов состояли в основном из местных жителей, 5-й и 7-й - исключительно из военных. Кроме того, была сформирована рота спец- назначения с задачей не дать возможности шпионам проникнуть в ряды дивизии. Партизанская дивизия быстро пополнялась местными жителями и заброшенными в тыл врага военными и насчитывала от 2500 до 3000 человек.

Зона действий партизан была обширной - от Кировского выступа до Рославля - и включала территорию теперешних Калужской, Брянской и Смоленской областей. Командиром дивизии был назначен старший лейтенант А.Галюга, комиссаром - М.Зиненков, начальником штаба - капитан И.Корчма, начальником политотдела - капитан М.Розин. После ранения Галюги в 1943 г. командиром Рогнединской партизанской бригады был назначен И.Корбут, бывший командир 389-й разведроты 330-й стрелковой дивизии.

Партизанская дивизия проводила дерзкие операции, громила немецкие штабы, склады, гарнизоны, снабжала армейское командование ценной развединформацией. Галюга стал грозой оккупантов на большой территории. Немцы полагали, что эти операции совершал опытный военачальник, по крайней мере генерал-майор, и были несказанно удивлены, узнав, что партизанскому командиру в ту пору исполнилось всего 28 лет.

Большой удачей советского командования и партизан стало создание так называемого «кировского коридора», который в течение четырех месяцев связывал наши войска в Кирове со свободной партизанской зоной в тылу врага. В ночь на 23 января 1942 г. совместными силами Бутчинского, Косеватского, Бытошского партизанских отрядов были освобождены от немцев Большие и Малые Желтоухи, Косичино, Примерный, Павловский, Выселки. Образовался своеобразный коридор шириной более 10 км и длиной более 20 км, через который установили надежную связь 10-й армии с партизанскими отрядами Смоленщины, Брянщины и даже Белоруссии. По нему из Кирова в глубокий тыл противника шли диверсионные и разведывательные группы, посылались вооружение, оснащение, медикаменты, письма, газеты.

14 апреля фашисты большими силами напали на занимаемые партизанами Большие и Малые Желтоухи, Косичино, Веселый. Партизаны уничтожили в этом бою более 250 гитлеровцев, но все же вынуждены были отойти. В результате «кировский коридор» значительно сузился. А 6 июня под натиском противника партизаны вынуждены были оставить последний опорный пункт обороны «кировского коридора» - Куяву. В результате была утрачена свободная связь партизан с 330-й стрелковой дивизией, непосредственно оборонявшей Киров. Но в тылу врага по-прежнему успешно действовала 3-я стрелковая партизанская дивизия, наносившая гитлеровцам большой урон.

В июне в районе Кирова после героического пятимесячного рейда по тылам врага перешел линию фронта 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-лейтенанта П.Белова и вместе с ним бойцы 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майора А.Казанкина. К выполнению этой сложной боевой операции была привлечена 3-я стрелковая партизанская дивизия.

Условия прорыва были наитруднейшими. Конники и десантники продвигались ночами, так как днем в небе все время висели самолеты врага. Штаб 10-й армии через партизанскую радиостанцию постоянно держал связь с генерал-лейтенантом Беловым и направлял кавалеристов в зону действия партизанской дивизии. Командир дивизии Галюга для проведения корпуса Белова в свое расположение выделил самых храбрых и отважных проводников во главе с лейтенантом Е.Блохиным.

17 - 20 июня значительная часть корпуса Белова остановилась в Раменном лесу, что в Куйбышевском районе, на кратковременный отдых. Конногвардейцы пришли налегке. Были съедены почти все кони и предметы амуниции из кожи: ремни, портупеи, уздечки, седла. Бойцы были измучены, но каждый сохранил свое оружие. В партизанской дивизии были запасы скота, хлеба и фуража. Поэтому конногвардейцы и десантники сразу же получили все необходимое. Быстро были подготовлены две посадочные площадки, на которые по два раза за ночь принимали самолеты для эвакуации раненых.

Пока конногвардейцы и десантники находились в этом временном лагере, партизаны надежно охраняли их и вели бои с пытавшимися прорваться к ним гитлеровцами.

Прорыв корпуса Белова и десантников к Кирову назначили на ночь с 21 на 22 июня, он занял и несколько последующих ночей. К месту прорыва их вели партизаны. Неоценимую помощь оказали артиллеристы 1091-го пушечного полка. Они своим огнем пробили в боевых порядках противника коридор в 700 - 800 метров шириной, уничтожив в этой полосе все огневые средства врага. Когда конногвардейцы и десантники проходили по этому коридору, не раздалось ни единого выстрела врага.

Отдельные группы корпуса Белова при содействии партизан выходили через линию фронта уже в июле. К 18 июля их вышло около 10 тыс. человек, 3000 человек были эвакуированы по воздуху.

За вывод конногвардейцев и десантников многие бойцы и командиры партизанской дивизии были удостоены государственных наград, в том числе А.Галюгу наградили орденом Ленина.

Татьяна Романова, газета «Весть», «Калужские Губернские Ведомости» (приложение к газете «Весть») №2 (7850).

Еще об этом