Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь - и для вас откроется множество возможностей, функций и дополнительной информации, недоступных для незарегистрированных.

«Судьба моя, деревенская…»

«Судьба моя, деревенская…»

Дом Валентины Ивановны Деменчук – на самом краю деревни Зимницы, рядом с шоссе, по которому круглые сутки во весь опор несутся автомобили. Одни - в сторону города Кирова, другие - в Бетлицу. Днем за множеством хлопот этот слегка приглушенный шум не замечается. А вот к ночи, когда приходит пора отдыха, он нет-нет да и вернет в печальные размышления о непредсказуемости слепого случая.

Её старший сын в результате дорожно-транспортного происшествия получил тяжелую травму. Пострадал позвоночник, не помогла даже интенсивная терапия в областной клинике. Теперь он, совсем еще молодой человек, стал инвалидом и находится дома, у мамы. Валентина стойко переносит этот удар судьбы. Не ропщет, разве что молится втайне, надеясь на какое-то чудо да поддержку молчаливого мужа Владимира, работающего в Москве вахтовым методом. После беды, случившейся со старшим сыном, она теперь беспокоится за младшего Валерия, который работает в городе Брянске в автосервисе.

Но когда забрежит за окном ранний летний рассвет, Валентина принимается за очередные дела по хозяйству. Они привычны, знакомы сызмальства. Лучи солнца еще только позолотят край неба, а она уже выводит из хлева двух упитанных коров, своих кормилиц, чтобы те в утренней прохладе без злого июльского овода вдоволь наелись мягкой росистой травы. Пока коровы пасутся, она успевает справиться с множеством других дел. Особый догляд за приусадебным участком. Он не мал: только одной картошки посажено более двадцати соток, еще кабачки, арбузы. Это тоже будущий корм коровам.

Часам к десяти, когда появляется нестерпимо злой овод, она опять загоняет буренок в прохладный хлев. Впрочем, туда они бегут сами, и не только спасаясь от нахальных насекомых, а еще и потому, что знают: их добрая хозяйка положит в кормушки по охапке душистой, только что скошенной травы.

Более четверти века назад, как и многие её подруги, Валентина попыталась круто поменять свою, как ей тогда казалось, деревенскую серую жизнь.

Окончив Бетлицкую среднюю школу, решила поступать не куда-нибудь, а в один из московских вузов на экономический факультет. Мать, простая доярка зимницкой фермы, помогая собрать её в большой город, не могла не нарадоваться на «свою очень смелую и самостоятельную девку», замахнувшуюся на сытую и, как ей думалась, совершенно беззаботную столичную жизнь. «Только гляди там, спуску никому не давай. А то эти, городские, подметки на ходу рвут…» - говорила Мария Андреевна, пытаясь в чем-то предостеречь и наставить дочь. Отец, Иван Степанович, пастух колхозного стада, наблюдая за этой суетой, больше молчал.

Когда Валентина приехала в Москву, то огромный город её просто ошеломил. Кое-как нашла тот самый институт, в который пыталась она пробиться. В коридорах, аудиториях и просто у входа толпилось огромное количество молодежи. Были среди них даже негры. Увидев это столпотворение и очень уверенных в себе столичных соискателей вузовских знаний, Валентина как-то заробела и почему-то решила, что ей никак не удастся стать столичной студенткой. Она решила уехать из Москвы в более тихое и спокойное место.

Села в автобус и приехала в город Обнинск. По сравнению с Москвой он показался ей тихим городком. Подала документы в здешнее медицинское училище. После его окончания стала работать фельдшером-лаборантом в больнице города Кирова, располагавшегося в двадцати километрах от её деревни. По выходным приезжала домой, в деревню, чтобы помочь родителям. Здесь все было по-прежнему: мама работала дояркой на ферме, отец пас коров. Вскоре на её пути повстречался парень-кировчанин. Сыграли скромную свадьбу. Но быстро Валентина поняла, что поторопилась со своим выбором. Молодой супруг любил выпить. Она боролась за него как могла. Но оторвать от стакана так и не удалось. Семья распалась. Погоревав, повздыхав, украдкой поплакав, с двумя сыновьями уже окончательно перебралась в материнский дом.

А время было трудным, а то и вовсе непредсказуемым. В начале небезызвестных девяностых годов начались какие-то перестановки, сокращения и в местной медицине. Тогда-то она первый раз и услышала слово «безработица». Но это её почему-то не испугало.

В это трудно поверить, но с ранних лет привыкшая к любой работе, пошла Валентина работать простой дояркой на ту же ферму, где много лет отработала её мама. Она к тому времени стала пенсионеркой. На ферме Валентина прошла все должности, какие только там имелись. Была даже заведующей. И все бы ничего, но неведомый монстр под названием рынок стал подбираться и к ним. Однажды на ферму приехал руководитель хозяйства Валерий Евгеньевич Лазученков и сказал, что скоро все поголовье коров повезут на мясокомбинат. Молоко, оказывается, производить стало невыгодно.

И эту недобрую новость восприняла также спокойно. «Займусь личным подворьем, - решила Валентина. - От молока, творога, сметаны люди не откажутся, особенно городские».

На этот ответственный шаг она решилась еще и потому, что к тому времени познакомилась с молчаливым парнем, Владимиром. Он приехал из какой-то южной республики. Там начались межнациональные конфликты. Присмотревшись к друг другу, они стали жить вместе. На этот раз Валентине здорово повезло. Её новый спутник оказался ответственным, работящим мужиком. Именно на них всегда держалась русская деревня.

Постепенно отремонтировали дом, хозяйственные постройки, приобрели двух буренок. В основном всю продукцию Валентина стала продавать в Кирове. Тамошние люди и впрямь очень любили настоящее цельное молоко. Как-то сразу у неё появились постоянные клиенты. Это заметно упростило и ускорило торговлю. Городские хозяйки со жбанами с нетерпением поджидают её по утрам на городском рынке.

Вот так уже много лет подряд и живет она в трудах и хлопотах. Где-то там за горизонтом растаяли её ранние девичьи мечты о городской жизни.

- Нет, теперь я о том не жалею, - говорит она. - Видимо, такова моя судьба. Трудно, напряжливо, но что делать. Ведь я сама её выбрала…

Упомянув о непредсказуемой судьбе, Валентина ни словом не обмолвилась о трагедии с сыном, который требует не только её физических сил, но еще больше духовных.

Она прекрасно понимает, что жизнь страшна не по лютости, а по тайне своей. Кто из нас может сказать, что случится завтра. По этой причине, как её трудолюбивая мать, она терпеливо несет свой крест. Пусть громко сказано, но в такой праведности Валентина Ивановна никогда не вознесется до гордыни, потому что считает: при всех этих неприятностях ей еще во многом везет. Вот муж Владимир, например, без помощи она бы никогда не смогла держать такое хозяйство. Выходит, что у неё не только умелые руки,но и добрая душа. А таких людей ангел-хранитель всегда спасает первыми

Николай ХУДЯКОВ, газета «Весть», 18.07.2014
Фото автора.

Комментарии

1
Ваш аватар (условное изображение): 

На таких людях и Россия держится.
Бог Вам помощь Валентина.

Еще об этом